Hawker Siddeley HS 121 Trident (другое обозначение D.H.121) - британский реактивный авиалайнер для линий малой и средней протяженности. Разработан предприятием de Havilland, серийно производился предприятием Hawker Siddeley в середине 1960х - начале 1970х. Выпуск составил 117 самолетов в пяти модификациях. Самолет был оборудован весьма передовой для своего времени авионикой, и стал первым авиалайнером, способным выполнить полностью автоматическую посадку (с 1965 года в оценочном режиме, а с 1965 - и на регулярных рейсах). Следующий лайнер (Lockheed TriStar) был допущен к автоматическим посадкам только к середине 70-х годов.
Основными эксплуатантами самолета были авиакомпании British European Airways, British Airways, CAAC, Cyprus Airways. Самолет был выведен из эксплуатации на линиях British Airways в начале - середине 1980-х. В Китае самолеты Trident авиакомпании Air China эксплуатировались до 1990-х годов.
Разработка
В июле 1956 года, авиакомпания British European Airways объявила конкурс на разработку ближне- и- среднемагистрального реактивного пассажирского авиалайнера второго поколения. К самолету предъявлялись следующие требования: скорость 975 - 990 км/ч, пассажировместимость 70 человек при дальности порядка 1,600 км и масса около 46,000 кг; самолет должен был иметь возможность эксплуатации с ВПП длиной 1800 м и иметь больше двух двигателей.
Прототип D.H.121, предложенный компанией de Havilland, был выбран British European Airways как победитель конкурса в феврале 1958 года. Прототип имел три двигателя (каждый со своей автономной гидравлической системой), что удовлетворяло требованиям конкурса, пассажировместимость 111-140 человек, и дальность до 3330 км.
Впоследствии, однако, по ряду причин (в основном маркетингового плана), заказчик изменил свои требования в сторону уменьшения потребных характеристик самолета. Окончательный вариант самолета получил пассажировместимость 75-90 человек, дальность до 1500 км, массу 48 тонн. В таком виде 24 августа 1959 года, 24 первых экземпляра машины были заказаны компанией British European Airways. Название "Трайдент" (трезубец) было обнародовано на авиасалоне в Фарнборо в сентябре 1960 г. и отражало трехдвигательную конфигурацию самолета и гидравлическую систему с тройным резервированием.
Произошедшее в конце 1950-х годов укрупнение и слияние ведущих британских авиастроительных компаний привело, в частности, к поглощению de Havilland компанией Hawker Siddeley. В серийном выпуске самолету было присвоено обозначение Hawker Siddeley HS 121 Trident.
Конструкция самолета
Самолет Trident был выполнен по схеме цельнометаллического низкоплана со стреловидным (35 градусов) крылом, и тремя двигателями Rolls-Royce Spey в задней части фюзеляжа (два из них по бокам фюзеляжа, третий - в хвостовой части с воздушным питанием от S- образного воздуховода с заборником у киля). В одной из модификаций устанавливался дополнительный четвертый двигатель с отдельным воздухозаборником. Кабина Trident 2E: на штурвалах - оранжевые таблички "Triplex autoland fitted" (система автоматической посадки), в центре - подвижная карта
Самолет был одним из самых быстрых дозвуковых авиалайнеров, регулярно выполняя рейсы с крейсерской скоростью 965 км/ч. Допустимая скорость снижения в штатных условиях была установлена в 23 м/с; при необходимости аварийного снижения имелась редкая для коммерческих самолетов возможность включать реверс тяги в воздухе (модель 1С) - и использовать реверс (на полной его мощности) вплоть до касания и полной остановки самолета на полосе, что значительно сокращало пробег.
Приборное оборудование самолета было весьма совершенным для своего времени и включало в себя систему автоматической ("слепой") посадки. Система обладала возможностью автоматического управления самолетом на всех стадиях посадки (подход к ВПП, выравнивание, касание, уход с полосы на рулежную дорожку). Первая посадка в таком режиме была выполнена 10 июня 1965 года, а первая такая посадка в условиях нулевой видимости на регулярном пассажирском рейсе- 4 ноября 1966 года.
Возможность слепой посадки была особено важна в Великобритании, где в аэропортах часты туманы. С появлением самолетов Trident аэропорты, оборудованные системой ILS, получили возможность принимать эти самолеты независимо от погодных условий в аэропорту.
Среди других нововведений в приборном оборудовании, на самолете (в кабине пилотов) была установлена подвижная карта, на которой отображалась трасса полета и текущее положение самолёта (вычисляемое из данных курса полета и показаний допплеровской навигационной системы).
Летно-технические характеристики (модификация 2Е)
Экипаж: 3 Пассажировместимость: 115 Длина: 35 м Размах крыльев 28.9 м Высота: 8.3 м Масса пустого: 33,475 кг Максимальная взлетная масса: 64,636 кг Силовая установка: 3 × Rolls-Royce RB.163-25 Spey 512 , тяга 53.1 Кн каждый Крейсерская скорость: 959 км/ч Дальность:4,345 км Практический потолок: до 11000 м.
Тип пассажирский самолёт Разработчик de Havilland Производитель Hawker Siddeley Главный конструктор C. T. Wilkins Первый полёт 9 января 1962 Начало эксплуатации 11 марта 1964 Конец эксплуатации 1990е Основные эксплуатанты British Airways CAAC Cyprus Airways Единиц произведено 117
|