HS.801 «Nimrod» — британский турбореактивный самолёт морской радиоэлектронной разведки, разработанный компанией «Hawker-Siddeley» (ныне часть «BAE Systems») . «Нимрод» был разработан на базе пассажирского самолёта «Комета» и пришёл на смену патрульной машине Авро «Шеклтон». Его проектирование началось в 1964 году, когда два непроданных авиалайнера «Комета» 4C были оборудованы ДМА, носовым поисковым радаром и аппаратурой РЭБ. В нижней части фюзеляжа появился негерметичный бомбовый отсек длиной 14,78 м, а в качестве силовой установки были использованы двигатели «Спей» Mk 250. Первый полёт самолёт совершил 23 мая 1967 года, а уже в октябре 1969 года поступил заказ на 46 машин «Нимрод» MR.Mk 1 для укомплектования 5 эскадрилий. Семь самолётов претерпели значительные изменения. Этот вариант обозначение AEW.Mk 3. На нём, в двух огромных обтекателях по обеим концам фюзеляжа, установили РЛС «Маркони», но по причине проявившихся недостатков в 1986 году эти самолёты сняли с вооружения.
Использовался в Контртеррористической операции в Афганистане, где 2 сентября 2006 года был потерян самолёт Nimrod MR2 (помимо него было потеряно ещё 4 машины с 1980 по 2006 года).
28 июня 2011 года был совершён последний полёт «Нимрода» в составе ВВС Великобритании и этот тип снят с эксплуатации в связи с началом совместной с США программы по использованию самолётов радиоэлектронной разведки Boeing RC-135W. В 2014 году Великобритания планирует принять на вооружение собственные три RC-135.
Модификации
MR.Mk 2
С 1975 года 35 оставшихся MR.Mk 1 прошли процесс модернизации и стали обозначаться MR.Mk 2. Их центральная тактическая система имеет в своей основе новую цифровую ЭВМ и три автономных процессора для навигационных систем, РЛС обнаружения подводных целей и новое коммуникационное оборудование. Во время военного конфликта между Аргентиной и Британией в 1982 году «Нимроды» оборудовали пилонами для подвески вооружения (MR.Mk 2P). В настоящее время все самолёты этого типа оснащены устройством для разбрасывания диполей BOZ 100.
R.Mk 1 Противолодочный
Три «Нимрода» R.Mk 1 были заказаны в качестве противолодочных самолётов для несения службы в составе 51-й эскадрильи. От разведывательных «Нимродов» они отличаются отсутствием хвостового датчика магнитных аномалий и поискового прожектора. Вместо них вариант R.Mk 1 оборудован двумя дополнительными контейнерами для дипольных отражателей в носовой и хвостовой частях фюзеляжа. После установки заправочной штанги обозначение самолёта сменилось на «Нимрод» R.Mk 1P. Для улучшения навигационных характеристик на нём установлена инерциальная навигационная система, а в носовой части фюзеляжа — метеорологический радар. Технические характеристики Экипаж: 12 человек Длина: 38,63 м Размах крыла: 35,0 м Высота: 9,08 м Площадь крыла: 197,0 м² Коэффициент удлинения крыла: 6,2 База шасси: 14,24 м Колея шасси: 8,6 м Масса пустого: 39 000 кг Нормальная взлётная масса: 80 510 кг Максимальная взлётная масса: 87 090 кг Нормальная посадочная масса: 54 430 кг Масса топлива во внутренних баках: 38 940 кг Объём топливных баков: 48 780 л Силовая установка: 4 × ТРДД Rolls-Royce RB.168-20 Sprey Mk 250 Тяга: 4 × 54,0 кН (5506 кгс)
Лётные характеристики Максимальная скорость: 926 км/ч Крейсерская скорость: 787 км/ч Скорость патрулирования: 370 км/ч Перегоночная дальность: 8340-9265 км Продолжительность полёта: 12 ч Практический потолок: 12 800 м Длина разбега: 1463 м (при нормальной взлётной массе) Длина пробега: 1615 м (при нормальной посадочной массе)
Вооружение Точки подвески: 2 под крылом и бомбоотсек Боевая нагрузка: 6120 кг Управляемые ракеты: ракеты «воздух-земля»: 4 × AS.12 или AS.37 или AGM-84 (MR Mk2) под крылом ракеты «воздух-воздух»: 2 × AIM-9 (подвешивались только на самолёты MR Mk2 во время Фолклендской войны) Бомбы: глубинные, включая ядерные Торпеды: 9 × Mk 46 или «Sting Ray»
Тип самолёт морской радиоэлектронной разведки самолёт ПЛО Разработчик Hawker Siddeley Первый полёт 23 мая 1967 Начало эксплуатации октябрь 1969 Конец эксплуатации 28 июня 2011 Статус снят с вооружения Основные эксплуатанты ВВС Великобритании Годы производства 1968 — 1970е Единиц произведено 51 Базовая модель De Havilland Comet
|