По итогам войны в Корее стала очевидной необходимость замены штурмовика А-1 «Скайрейдер» в составе ВМС США современным реактивным самолётом, способным эффективно действовать в сложных климатических условиях и в ночное время. В феврале 1957 года Бюро авиации флота разработало комплекс требований к такому самолёту. Новый ударный самолёт, кроме всепогодности, должен был иметь скорость около 1000 км/ч, боевой радиус 560 км, укороченные взлёт и посадку, экипаж из двух человек. Требования были разосланы в восемь авиастроительных фирм: Боинг, Дуглас, Воут, Мартин, Белл, Локхид, Норт Америкэн, Грумман. На конкурсе было представлено в общей сложности 12 проектов (в том числе проект самолёта вертикального взлёта и посадки фирмы Белл). В декабре 1957 года победителем конкурса была объявлена фирма Грумман со своим проектом G-128. Вероятно, определенное влияние на победу Грумман оказало то, что эта фирма имела большой опыт в создании палубных самолётов и имела тесные связи с ВМС США.
Прототип нового самолёта, имевший обозначение A2F-1, совершил первый полёт 19 апреля 1960 года (лётчик-испытатель — Боб Смит). Всего было построено 8 опытных экземпляров, на которых были установлены поворотные сопла двигателей для обеспечения требуемых взлётных характеристик; позднее от поворотных сопел отказались, поскольку механизации крыла оказалось вполне достаточно. Приёмо-сдаточные испытания начались в октябре 1962 года, а предсерийные экземпляры испытывались в полярных условиях в Гренландии. Первые два серийных самолёта поступили на вооружение эскадрильи VA-42 в феврале 1963 года. Они носили обозначение А-6А и название «Интрудер» («Вторгающийся»). Служба Самолёты А-6 не поставлялись на экспорт. В США они состояли на вооружении эскадрилий ВМС и корпуса морской пехоты три с половиной десятилетия, получив признание экипажей, о котором свидетельствует многочисленность данных ему прозвищ — «Двойной гадкий» (Double Ugly), «Могучий Альфа-Шесть» (The Mighty Alpha Six), «Железный головастик» (Iron Tadpole), «Беременная гуппи» (Pregnant Guppy). Несмотря на обозначение (литерой А в американской военной авиации обозначаются штурмовики), «Интрудер» не был штурмовиком в классическом понимании, по характеристикам являясь палубным бомбардировщиком — он имел значительную бомбовую нагрузку, большую дальность полёта, нёс оборудование, позволявшее производить очень точное бомбометание. А-6 принимали участие во Вьетнамской войне с начала полномасштабного американского вмешательства в 1965 году и до его конца, причём в боевых действиях применялись все серийные модификации. Как правило, А-6 наносили удары по наиболее важным целям. Также они летали на «свободную охоту» над Северным Вьетнамом и Лаосом. «Интрудеры» морской пехоты базировались в Южном Вьетнаме и часто применялись для непосредственной поддержки наземных сил. Поначалу основное внимание уделялось максимальной бомбовой нагрузке, и возможности самолёта не использовались в полную силу. Однако при адекватном использовании А-6 достигали значительных результатов, например, в ходе успешного ночного удара по электростанции Уонгби в апреле 1966 года. Как сказал пилот «Интрудера», комментируя один из вылетов: «Видимость была почти нулевой, что сделало погоду идеальной для наших А-6».
С февраля 1967 года А-6 выполняли минирование с воздуха рек в южной части Северного Вьетнама, а в мае 1972 года приняли участие в операции «Pocket Money» (минирование гавани Хайфона). Среди лётчиков военно-морской авиации получил определённую известность эпизод, произошедший в июле 1972 года, когда во время ночного вылета в результате попадания в кабину А-6 очереди зенитного пулемёта погиб штурман, однако лётчику удалось совершить успешную посадку на палубу авианосца.
В 1980-е годы «Интрудеры» участвовали в ряде небольших вооружённых акций США. В 1983 году они поддерживали высадку десанта на Гренаде. В декабре того же года во время налёта на позиции сирийских войск в Ливане был сбит один А-6 (один пилот погиб, второй попал в сирийский плен и был освобождён через месяц). В марте 1986 года «Интрудеры» при помощи противокорабельных ракет AGM-84 потопили два патрульных катера ВМС Ливии, а в ночь на 15 апреля в рамках операции «El Dorado Canyon» совершили налёт на военные объекты в пригородах Бенгази. В апреле 1988 года A-6 участвовали в потоплении иранского фрегата «Саханд» (Операция «Богомол»).
Последним крупным эпизодом в боевой биографии А-6 было их участие в операции «Буря в пустыне» в 1991 году. Более сотни А-6Е использовались ВМС и КМП для нанесения ударов по военным и промышленным объектам Ирака, а также по иракским войскам. Было потеряно пять самолётов. Через два года А-6 приняли символическое участие в миротворческой операции ООН в Сомали. Также они выполняли патрулирование неполётных зон над Ираком и Боснией.
Предложение фирмы Грумман провести коренную модернизацию парка самолётов А-6 было отвергнуто ВМС США в конце 1980-х годов. Хотя планировавшийся на замену «Интрудеру» штурмовик А-12 так и не был построен, А-6 всё же стали снимать с вооружения; окончательно этот процесс был завершён в начале 1997 года. Некоторое число самолётов было затоплено у берегов Флориды для создания так называемого «рифа „Интрудеров"».
Самолёты РЭБ ЕА-6В применялись в ходе военных операций против Югославии (1999) и Ирака (2003), и до сих пор состоят на вооружении. Предполагается заменить их новым самолётом радиолокационной борьбы ЕА-18G «Граулер».
След в искусстве
В 1986 году Стивен Кунц, бывший пилот А-6 во время войны во Вьетнаме, написал ставший бестселлером роман «Полёт „Интрудера"» (Flight of the Intruder), сюжет которого развивается вокруг пилотов А-6, участвующих в боевых действиях. На основе романа в начале 1990-х был снят одноимённый фильм и создана компьютерная игра для ряда платформ. А-6 также присутствует в ряде других фильмов (например, «Top Gun», «Мы были солдатами») и компьютерных игр на разных платформах.
Особенности конструкции Самолёт A-6 представляет собой моноплан со среднерасположенным стреловидным крылом (угол стреловидности — 25°), двумя двигателями и однокилевым хвостовым оперением. Два члена экипажа сидят рядом, лётчик слева, штурман справа. На рабочем месте штурмана нет органов управления самолётом. Крылья самолёта складываются при размещении в ангаре авианосца. Двигатели расположены в гондолах по бокам фюзеляжа. Шасси трёхстоечное, передняя стойка двухколёсная.
Технические характеристики Экипаж: 2 пилота Длина: 16,64 м Размах крыла: 16,15 м сложенного: 7,72 м Высота: 4,93 м Площадь крыла: 49,1 м² Стреловидность по линии 1/4 хорд: 25° Коэффициент удлинения крыла: 5,31 Профиль крыла: NACA 64A005.9 mod - законцовка, NACA 64A009 mod - корень крыла Колея шасси: 3,32 м Масса пустого: 11 625 кг Максимальная масса без топлива: 20 166 кг Максимальная взлётная масса: при взлёте с катапульты: 26 580 кг при взлёте с аэродрома: 27 397 кг Максимальная посадочная масса: при посадке на авианосец: 16 329 кг при посадке на аэродром: 20 411 кг Силовая установка: 2 × ТРД Pratt & Whitney J52-P-8A Тяга: 2 × 41,37 кН (4218 кгс) Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0144 Эквивалентная площадь сопротивления: 0,71 м²
Лётные характеристики Максимально допустимая скорость: 1285 км/ч Максимальная скорость: 1043 км/ч Крейсерская скорость: 776 км/ч Скорость сваливания: 171 км/ч (с выпущенными закрылками) Боевой радиус: с 1 × 944 кг ядерной бомбой Mk43 и 4 × 1135 л ПТБ: 1432 км с 4670 кг боевой нагрузки и 2 × 1135 л ПТБ: 724 км Практическая дальность: 3482 км (без подвесок) с максимальной боевой нагрузкой: 1733 км Перегоночная дальность: 5311 км Практический потолок: 13 595 м Скороподъёмность: 43,68 м/с Нагрузка на крыло: 557,6 кг/м² Тяговооружённость: 0,34 Длина разбега: 802 м Длина пробега: 640 м Аэродинамическое качество: 15,2
Вооружение Точки подвески: 5 (по 1633 кг нагрузки у каждого) Боевая нагрузка: 7838 кг Управляемые ракеты: ракеты «воздух-воздух»: AIM-9 ракеты «воздух-земля»: AGM-45, AGM-65, AGM-84, AGM-88, AGM-123 Неуправляемые ракеты: блоки с 70 мм или/и 127 мм ракетами Бомбы: ядерные бомбы: B61 фугасные бомбы: 28 × Мк.81 или Мк.82, 13 × Мк.83, 5 × Мк.84, 20 × M-117 управляемые бомбы: AGM-62, GBU-10, GBU-12, GBU-16 кассетные бомбы: 28 × CBU-78 или Mk.20 зажигательные бомбы: Mk.77 (с напалмом) мины Подвесные топливные баки: до 5 × 1 135 л
Тип палубный штурмовик Разработчик Grumman Первый полёт 19 апреля 1960 года Начало эксплуатации 1963 год Конец эксплуатации 1997 год Статус снят с вооружения Основные эксплуатанты ВМС США КМП США Единиц произведено 693 Варианты EA-6 Prowler
|