![](http://1image.do.am/_ph/2/2/678529924.jpg)
Фоккер S.14 Machtrainer (англ. Fokker S-14 Machtrainer) — нидерландский двухместный учебный реактивный самолёт, цельнометаллический низкоплан, разработанный и выпускавшийся авиастроительной компанией «Фоккер» для королевских военно-воздушных сил Нидерландов. Это был первый реактивный самолёт, выпущенный компанией «Фоккер», так же это был один из первых реактивных учебных самолётов в мире. Первый полет прототипа состоялся 19 мая 1951 года, а в 1955 году модель была запущена в серийное производство
История создания
В 1950-х годах, из-за растущего использования реактивных истребителей, авиастроительная компания «Фоккер» приступила к разработке тренировочного реактивного самолёта. S.14 Machtrainer был цельнометаллическим низкопланом, предназначенным для тренировочных полетов. Для этого в фюзеляже размещались бок о бок два катапультных кресла Мартин-Бейкер, так же просторный фюзеляж мог вместить третье кресло, но эта возможность не использовалась. Самолёт был оборудован убирающимся трехколёсным шасси, одним двигателем Rolls-Royce Derwent, который был установлен в центре фюзеляжа, с воздухозаборниками в носовой части самолёта. Три воздушных тормоза находились в задней части фюзеляжа. Из-за конструкции крыла и размера самолёта он мог совершать посадку на меньших скоростях, чем большинство реактивных самолётов в то время.
Первый прототип, оборудованный двигателем Derwent V, с регистрационным номером PH-NDY совершил свой первый полет 19 мая 1951 года. И не смотря на поломку, второй полет он совершил в тот же день. В следующем году прототип был представлен в международном авиасалоне Ле Бурже. Королевские ВВС Нидерландов разместили заказ на 20 самолётов S.14, оборудованных более мощным двигателем — Rolls-Royce Derwent 8. У компании «Фоккер» были планы на самолёта в Бразилию, где по лицензии планировалось построить 50 экземпляров, оснащенных двигателями Rolls-Royce Nene. Прототип был переоснащен двигателем Rolls-Royce Nene III, который позволил увеличить максимальную скорость до 831 км/ч, первый полет модифицированной модели состоялся 25 октября 1953 года. Так же американская авиастроительная компания «Fairchild», впоследствии по лицензии выпускавшая Fokker Friendship, планировала получить заказ от ВВС США. Но из-за политических волнений в Бразилии, заказ был отменен. И компания «Fairchild», так же изменила свои планы. Не смотря на то, что несколько стран тестировали самолёт, заказов больше не поступило.
История эксплуатации
Королевские ВВС Нидерландов сделали заказ на 20 самолётов, но только 19 из них были введены в эксплуатацию. Один самолёт серии разбился 20 октября 1955 года, во время демонстрации в США в Хагерстоуне (Мэриленд), в аварии погиб летчик-испытатель Гербен Зондерман. Вторая авария с учатием самолётов этой серии произошла лишь в 1964 году.
Из всей серии два самолёта были потеряны в результате авиакатастроф, остальные были списаны в последующие годы. Три экземпляра сохранились по сей день, прототип (K-1, PH-XIV) сейчас находится в музее авиации Авиодром. Серийный L-11 сейчас находится в музее авиации королевских ВВС Нидерландов в Состерберге, а L-17 находится в ремонте.
Технические характеристики Экипаж: 2 человека Длина: 13,30 м Размах крыла: 12,0 м Высота: 4,70 м Площадь крыла: 31,80 м² Масса пустого: 3 765 кг Масса снаряжённого: 5 350 кг Силовая установка: 1 × воздушный ТРД Rolls Royce Derwent 8 Тяга: 1 × 15.35 кН
Лётные характеристики Максимальная скорость: 730 км/ч Крейсерская скорость: 589 км/ч Скорость сваливания: 142 км/ч Практическая дальность: 950 км Практический потолок: 11 500 м Скороподъёмность: 16,3 м/c
Тип учебно-тренировочный Производитель Fokker Первый полёт 19 мая 1951 Начало эксплуатации 1955 Конец эксплуатации 1967 Основные эксплуатанты Королевские военно-воздушные силы Нидерландов Годы производства 1955—1956 Единиц произведено 21
|