Dornier Do 24 — немецкая трёхмоторная летающая лодка, разработанная компанией Dornier Flugzeugwerke для морского патрулирования и выполнения спасательных операций. Согласно записям Дорнье, данным самолётом за время его эксплуатации было спасено около 12 000 человек. Всего с 1937 по 1945 год было построено 279 машин этого типа.
Конструкция и история создания
Dornier Do 24 был разработан по заказу голландских ВМС для замены самолетов Dornier Wal, использовавшихся в то время в Голландской Ост-Индии. По конструкции это был цельнометаллический моноплан с широким фюзеляжем и стабилизирующими спонсонами.
В качестве силовой установки применялись три радиальных двигателя, расположенных над крылом. Первые две машины были оснащены дизелями Junkers Jumo 205C мощностью 447 кВт (600 лс). Следующие два — Wright R-1820-F52 Cyclone мощностью 652 кВт (875 лс). Это было сделано в целях унификации силовой установки с самолётами Martin 139 по требованию голландского заказчика. Третий Do 24 с двигателями «Циклон» впервые поднялся в воздух 3 июля 1937 года. Шесть машин для Голландии были изготовлены под индексом Do 24K-1 в Германии, в то время как остальная серия была построена по лицензии компанией Aviolanda уже непосредственно в Нидерландах (с индексом Do 24K-2).
Однако до начала немецкой оккупации Голландии на заводах Aviolanda успели построить всего 25 машин. После этого к самолету проявили интерес в Люфтваффе, и производство продолжилось под контролем немецких специалистов. 11 машин были укомплектованы двигателями Wright Cyclone, купленными ранее Голландией, на более поздние ставили BMW Bramo 323R-2. Все последующие 159 экземпляров Do 24 были произведены в ходе оккупации под индексом Do 24T-1.
Другая линия по производству Do 24 была организована во Франции, в городе Сартрувиль. За время оккупации на заводе было собрано 48 машин. После освобождения завод не был остановлен и собрал еще 40 Do 24, которые использовались ВВС Франции до 1952 года.
История применения
До момента оккупации Голландии в июне 1940 года, в Ост-Индию было отправлено 37 построенных в Голландии и Германии Do 24. Вплоть до конца войны эти самолёты летали с трёхцветными кокардами. Позднее, для исключения путаницы с британскими и французскими обозначениями, голландские самолеты стали нести символику, состоящую из оранжевого треугольника с чёрной окантовкой. После вторжения Японии, в феврале 1942 года шесть оставшихся Do 24 были переданы ВВС Австралии, где использовались для транспортировки военных грузов в Новой Гвинее, что поставило Do 24 в довольно узкий ряд типов самолетов, принимавших участие в боевых действиях одновременно с обеих воевавших во Второй мировой войне сторон.
В ходе войны один Do 24 совершил вынужденную посадку в нейтральной Швеции, был конфискован и выкуплен, и использовался там до 1952 года.
В 1944 году 12 построенных в Голландии Do 24 были отправлены в Испанию для помощи сбитым летчикам обеих воевавших сторон. После войны несколько построенных во Франции Do 24 также были отправлены в Испанию. Там эти самолеты прослужили до 1967 года, и, возможно, позднее. В 1971 году один из последних летающих Do 24 был возвращен на предприятие Дорнье для установки в качестве музейного экспоната.
Основные характеристики Экипаж: 3+ Длина: 22 м (72 фт 2 дм) Размах крыла: 27 м (88 фт 6 дм) Высота: 5.9 м (19 фт 3 дм) Площадь крыла: 108 м² (1,162 фт²) Масса пустого: 13,470 кг (29,700 lb) Масса снаряжённого: 18,400 кг (40,565 lb) Двигательная установка: 3× Bramo 323 9-цилиндровые радиальные двигатели, 746 кВт (1,000 лс) каждый
Лётные характеристики Максимальная скорость: 341 км/ч (212 миль/ч) Радиус боевого применения: 2,900 км (1,802 мили) Практический потолок: 5,900 м (19,357 фт) Вооружения 1 × 20 мм пушка MG 151 2 × 7.92 мм (.312 in) пулемёты MG 15 12 × 50 кг (110 lb) бомбы
Тип Бомбардировщик, воздушная разведка, спасатель Производитель Dornier, Aviolanda, Potez Первый полёт 3 июля 1937 Начало эксплуатации ноябрь 1937 Основные эксплуатанты Luftwaffe Годы производства 1937-1945 Единиц произведено 279
|