Дассо «Мираж» 2000 (Dassault Mirage 2000) — французский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный в 1970-х годах фирмой Дассо. Основной боевой самолёт ВВС Франции в конце XX — начале XXI века. Состоит на вооружении нескольких стран Азии, Европы и Латинской Америки.
Сборочная линия Mirage 2000 была остановлена в 2007 году после поставки последнего самолета. Последний Mirage 2000 был поставлен ВВС Греции 23 ноября 2007 года. ВВС Франции производят замену самолета Mirage 2000 многоцелевым истребителем Dassault Rafale, принятом на вооружение ВВС 27 июня 2006 года.
Конструкция Самолет спроектирован по схеме «беcхвостка» с низкорасположенным треугольным в плане крылом, имеющим угол стреловидности по передней кромке 58 градусов, с одним килем. Шасси трехстоечное, с носовой опорой. Конструктивными особенностями самолета являются мощная и развитая механизация крыла (автоматически управляемые предкрылки по всей передней кромке и двухсекционные элевоны по всему размаху), а также широкое применение композиционных материалов. Сверху и снизу на каждой консоли крыла расположены воздушные тормоза. Крыло многолонжеронное цельнометаллической конструкции; обшивка элевонов выполнена из углепластика, заполнитель — сотовой конструкции из алюминиевого сплава AG5. Панели отсека радиоэлектронного оборудования также слоистой конструкции с обшивкой из углепластика и сотовым заполнителем. Практически вся обшивка киля и вся обшивка руля направления выполнена из эпоксидных боро- и углепластиков. Заполнитель руля направления сотовый из алюминиевого сплава.
Бортовые системы
Система управления самолетом электродистанционная, с четырёхкратным дублированием. Кроме того, имеется аварийный канал, питание которого осуществляется от отдельной аккумуляторной батареи. Она обеспечивает достаточную устойчивость и управляемость во всем диапазоне высот и скоростей, включая полеты на предельно малых высотах и на высоких скоростях, а также в экстремальных условиях на малых скоростях при больших углах атаки.
Две независимые гидравлические системы с рабочим давлением 280 атм обеспечивают работу приводов поверхностей управления, выпуск и уборку шасси и воздушных тормозов. Источниками электроэнергии являются два генератора переменного тока по 20 кВА и аккумуляторная батарея емкостью 40 амперчасов.
Технические характеристики Экипаж: 1 пилот Длина: 14,36 м Размах крыла: 9,13 м Высота: 5,14 м Площадь крыла: 41,0 м² Удлинение крыла: 2,0 Стреловидность по передней кромке: 58° База шасси: 5,0 м Колея шасси: 3,5 м Масса пустого: 7500 кг Нормальная взлётная масса: 14 000 кг Максимальная взлётная масса: 17 000 кг Максимальная посадочная масса: 16 700 кг Масса топлива во внутренних баках: 3160 кг (+ 4140 кг в ПТБ) Объём топливных баков: 4000 л Силовая установка: 1 × ТРДДФ SNECMA M53-P2 Бесфорсажная тяга: 1 × 64,3 кН Форсажная тяга: 1 × 95,1 кН
Лётные характеристики Максимальная скорость: у земли: 1,2М на высоте: 2,2М Крейсерская скорость: 885 км/ч Посадочная скорость: 144 км/ч Скорость сваливания: 185 км/ч Практическая дальность: 1852 км Перегоночная дальность: 3333 км (с ПТБ) Практический потолок: 16 460 м Скороподъёмность: 284 м/с Нагрузка на крыло: 414,6 кг/м² Тяговооружённость: 0,57 (при максимальной взлётной массе) Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9,0/-3,2 g
Вооружение Стрелково-пушечное: 2 × 30 мм пушки DEFA 554 с 125 патронов на орудие Точки подвески: 9 (5 под фюзеляжем, 4 под крылом) Боевая нагрузка: 6200 кг Управляемые ракеты: ракеты «воздух-земля»: 1 × ASMP (у Мираж 2000N) 2 × AS.30L или АМ.39 или Armat APACHE или SCALP (у Мираж 2000D) ракеты «воздух-воздух»: 2 × Super 530 и/или 2-4 × R550 Magic или MICA (у Мираж 2000-5) Неуправляемые ракеты: 4 блока MBDA LR F4 с 18 × 68 мм ракетами Бомбы: различные, среди них: корректируемые: 1-2 × 990 кг MBDA BGL GBU-24 или GBU-12 свободнопадающие: 16 × 219 кг MBDA Durandal
Тип истребитель Разработчик Dassault Aviation Первый полёт 10 марта 1978 года Начало эксплуатации 2 июля 1984 года Статус эксплуатируется Основные эксплуатанты ВВС Франции ВВС Индии ВВС ОАЭ ВВС Тайваня Единиц произведено 614 5-6 × 305 кг кассетные MBDA Belouga или TDA BM 400 Mk20 и/или Mk82 Подвесные артиллерийские установки: Dassault CC 630 с 2 × 30 мм пушками с 600 патр. Подвесные топливные баки: 1 × 1300 л под фюзеляжем и 2 × 1700 л или 2000 л под крылом
|