Главная энциклопедия авиации Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSПятница, 29.03.2024, 14:55
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Пассажирский самолёт [182]
Сверхлёгкий самолёт [8]
Пассажирский бизнес-самолёт [49]
Истребитель-бомбардировщик [42]
Учебно-тренировочный самолёт [83]
Лёгкий самолёт общего назначения [100]
Планер [12]
Бомбардировщик \ Стратегический бомбардировщик [167]
Военный планёр [2]
Воздушный авианосец [0]
Гидросамолёт \ Летающая лодка [70]
Истребитель \ Палубные истребители [290]
Пикирующий бомбардировщик [14]
Самолёт-разведчик \ Патрульный самолёт [75]
Транспортный самолёт [71]
Штурмовик [43]
Сельскохозяйственные самолёты [9]
Грузовой самолёт [4]
Экспериментальные самолёты \ Экспериментальный вертолёт [117]
Cпортивный самолёт [15]
Почтовые самолёты [3]
Другая военная авиация [29]
Автожир [2]
Другая гражданская авиация [3]
Беспилотные самолёты [97]
Транспортный вертолёт [45]
Ударные вертолёты [30]
Летающие краны [3]
Гражданские вертолёты [54]
Вертолёты связи и наблюдения [12]
Многоцелевой вертолёт [5]

Поиск

Блог
Главная » 2011 » Декабрь » 4 » Consolidated B-24 Liberator
14:15
Consolidated B-24 Liberator

Консолидэйтед B-24 «Либерейтор» (англ. Consolidated B-24 Liberator) — тяжёлый бомбардировщик, разработан фирмой «Консолидейтед» (Consolidated). 30 марта 1939 г. был заключён контракт с Армией США. Опытный образец совершил первый полёт 29 декабря 1939 г. Обычный по конструкции фюзеляж имел высоту, позволявшую оборудовать бомбовый отсек с вертикальной укладкой до 3629 кг бомб. Во время нанесения бомбового удара при открытии люков створки по роликовым направляющим втягивались внутрь фюзеляжа. Такая конструкция имела меньшее лобовое сопротивление по сравнению с обычными бомболюками. Самолёт имел трёхопорное убирающееся шасси с носовой стойкой, а силовая установка включала четыре двигателя Пратт-Уитни R-1830-33 Твин Восп (Pratt & Whitney R-1830-33 Twin Wasp). Самый массовый бомбардировщик в истории авиации. Активно использовался на европейском театре военных действий против Германии.


История создания

Разработка B-24 началась по заказу военно воздушных сил США в 1938 году. Данная разработка входила в общую программу по расширению промышленного потенциала США для нужд ВВС. В январе 1939 года от ВВС был официально оформлен заказ (спецификация C-212) на создание проекта бомбардировщика, который бы превосходил B-17 по всем основным характеристикам: дальность и скорость полёта, вооружение.

Контракт на создание прототипа был подписан в марте 1939, с обязательным условием, что прототип будет полностью готов ещё до конца года. Создание прототипа было довольно просто на уровне концепции, однако на практике работы оказались трудоёмкими.

В сравнении с уже существующим B-17 разрабатываемый самолёт был короче и площадь крыльев меньше на 25 %. В то же время длина крыла была больше. Вместо девятицилиндровых двигателей Райт R-1820 на прототипе применялись четырнадцатицилиндровые двигатели Пратт-Уитни R-1830 мощностью в 1000 лошадиных сил. Прототип имел взлётный вес 32 тонны, что являлось одним из лучших показателей своего времени. В разработке был применён ряд новых для американской авиапромышленности решений. В частности, впервые применялось трёхстоечное шасси, аэродинамическая схема Дэвиса (расположение крыльев аналогичное летающим лодкам). Характерной особенностью стало и наличие достаточно длинного хвоста самолёта.

Стендовые испытания в аэродинамической трубе показали, что самолёт обладает высокими летными характеристиками.

Готовый прототип, получивший маркировку XB-24 поднялся в воздух 29 декабря 1939 года. Вслед за ним, в 1940 году были изготовлены ещё 7 самолётов уже под маркировкой YB-24. Это стало подготовкой к началу серийного производства.

Первоначальный заказ на серийные самолёты составлял 36 штук для ВВС США, 120 для французских ВВС и 164 для королевских воздушных сил (Британия). Почти все первые построенные самолёты были поставлены в Англию, включая и те машины, что не были переданы Франции в связи с её капитуляцией в 1940 году.

Известное название «Либерейтор» изначально было дано англичанами, но оно так же прижилось и в Америке и позднее стало официальным именем данного типа самолётов.

Интересные факты

Один из данных самолётов с бортовым номером 64 носивший имя «Леди Би Гуд» (англ. Lady Be Good - "Леди, будьте послушной") потерпел крушение 4 апреля 1943г. в ливийской пустыне. После крушения самолет и экипаж считались пропавшими без вести.

Через 15 лет, 9 ноября 1958 года, британские нефтеискатели, пролетая над ливийской пустыней в глубине континента, заметили на земле разбитый B-24. Они сообщили о находке своим военным, но там никто этим не заинтересовался. Наконец, геологи в феврале 1959 года сами организовали экспедицию к самолету. Когда они достигли места крушения, на носу самолета они увидели номер 64. Это был «Леди Би Гуд».

Судя по тому, что три двигателя из четырех остались целыми, только погнулись пропеллеры, при посадке работал только один двигатель. На борту не было ни летчиков, ни их парашютов. Остались нетронутыми запасы воды и продовольствия. Также отсутствовали спасательные плавжилеты. Было ясно, что экипаж покинул самолет в воздухе, когда стало заканчиваться горючее и двигатели начали останавливаться. Неуправляемый самолет совершил на удивление удачную посадку. Он проехал по песку более 600 метров, прежде чем фюзеляж переломился надвое. Несмотря на длительное пребывание в суровом климате, самолет и его оборудование находились в прекрасном состоянии. Были исправны пулеметы, отлично работало радио. На самолете C-47 геологов, как раз сломалось радио, и его заменили радиостанцией с «Леди Би Гуд».

Вокруг места крушения была проведена поисковая операция. В 30 километрах к северу были обнаружены части летного снаряжения и парашюты, прижатые к земле камнями, разложенные в виде стрелы, указывающей на север. Дальнейшие поиски ни к чему не привели. Операцию пришлось прекратить, так как суровые природные условия пустыни угрожали жизни самих поисковиков. Однако, бывает, когда все усилия тщетны, помогает простая случайность. Через год после первого обследования «Леди Би Гуд», в феврале 1960 года экспедиция нефтедобытчиков обнаружила более чем в 130 километрах севернее самолета мумифицированные тела пятерых человек. Рядом валялись фляжки, фонарики, куски летной формы, обрывки парашютов и другие вещи, по которым было точно определено, что это члены экипажа «Леди Би Гуд». реди вещей был найден дневник Роберта Тонера, второго пилота, в котором он описывал происходящие события в течение 8 дней — с 5 по 12 апреля. По нему наконец узнали то, как «Леди Би Гуд» оказался в глубине ливийской пустыни.

В тот первый для «Леди Би Гуд» вылет все не заладилось с самого начала. Песчаная буря, начавшаяся перед взлетом, помешала бомбардировщику присоединиться к основной группе. К Неаполю самолет подошел уже поздно вечером, когда другие бомбардировщики уже возвращались на базу. Видимость была плохой, пилоты вообще не понимали, где находятся. Так и не выполнив задание, самолет развернулся назад. Бомбы были сброшены над Средиземным морем. При предполагаемом подходе к Салуху командир сообщил на землю о неисправности радиокомпаса, но не получил ответа. Неопытный штурман, который, к тому же, не выполнял все обязанности по прокладке курса и отслеживанию положения самолета, ничем не смог помочь. Из-за сильного ветра самолет отклонился от курса и пролетел мимо Салуха. Видимость была плохая, и летчики считали, что все еще летят над Средиземном морем. Именно поэтому они надели спасательные жилеты. Когда через два часа горючее стало кончаться и один за другим заглохли три мотора, они выпрыгнули с парашютами. После того, как они покинули самолет, он пролетел еще 30 километров, пока не упал.

На земле они собрались вместе. Их оказалось восемь человек — бомбардира лейтенанта Джона Воравки не было. Летчики посчитали, что они не сильно удалились от побережья и решили двигаться на север. Они не знали, что до ближайшего населенного пункта на севере несколько сотен километров — добраться до него у них не было никаких шансов. Если бы они пошли на юг, то меньше, чем за день достигли своего самолета с запасами воды, продовольствия и работающим радио. Кроме того, в том же районе находился оазис. Но решиться идти на юг, вглубь пустыни, было, конечно, морально тяжело. Они выбрали путь на север — решение оказалось роковым: впереди было огромное песчаное море, перед которым пасуют даже отлично подготовленные и снаряженные экспедиции. Трудно представить себе страдания людей, шедших день за днем без воды и пищи под жесточайшим солнцем, ожидавших, что вот-вот они увидят спасение среди песчаных дюн. Через пять дней, пройдя более ста километров, изможденные летчики остановились. Трое из них, кто еще был в состоянии идти — стрелки Гай Шелли, Вернон Мур и бортинженер Гарольд Рипслингер — отправились за помощью. Но помощи оставшиеся летчики так и не дождались. Все члены экипажа умерли в течение последующих трех дней.

После обнаружения тел пятерых летчиков с «Леди Би Гуд» поиски развернулись с новой силой. 12 мая 1960 года в 34 километрах к северо-западу от места нахождения останков пяти членов экипажа было обнаружено тело Гая Шелли, а 17 мая в 42 километрах к северу от Шелли были найдены останки Гарольда Рипслингера. Тело Вернона Мура так и не было найдено. Правда, вспомнили о сообщении британского патруля 1953 года, который как раз в этом районе наткнулся на истлевшее до костей тело человека, при котором не было никаких документов. Останки сфотографировали и похоронили. По снимку скелета с уверенностью опознать его оказалось невозможно. Но документов при Муре действительно быть не могло — они остались с первыми пятью членами экипажа. В августе 1960 года нефтедобытчики из «Бритиш Петролиум» наткнулись в пустыне на тело Джона Воравки — того самого, который не присоединился к остальным после приземления с парашютом. Оказалось, что у него не раскрылся парашют и он погиб сразу от удара о землю; получается, ему повезло больше всех. Присланная за телом команда военно-воздушных сил обнаружила всего в 800 метрах от тела Воравки место сбора остальных членов экипажа, которое узнали по выброшенным парашютным стропам и высотному снаряжению. То, что члены экипажа «Леди Би Гуд» продержались неделю в таких условиях (температура воздуха, по записям в дневнике Роберта Тонера, достигала 55 градусов), имея всего пол-фляжки воды на всех, и прошли такое расстояние, пример невероятного мужества и силы воли. Когда «Леди Би Гуд» нашли, но судьба ее экипажа еще была неизвестна, эксперты говорили, что люди должны были способны прожить максимум три дня и пройти по пустыне всего 40-50 километров.

После прекращения поисков экипажа «Леди Би Гуд» остался в пустыне. С него сняли двигатели для изучения в компании McDonnell-Douglas (позднее переданы в национальный музей Военно-воздушных сил США, на фото ниже), часть оборудования и деталей использовали на других самолетах. Остальное растаскивали на сувениры нефтедобытчики и местные жители.

Только в 1994 году всё, что осталось от самолета, было перевезено для хранения на ливийскую военную базу в Тобруке, где и находится по сей день.

Экипаж самолёта: 1-й лейтенант Уильям Хаттон (William J. Hatton ) — пилот; 2-й лейтенант Роберт Тонер (Robert F. Toner) — второй пилот; 2-й лейтенант Дипи Хэйс (D.P. Hays) — штурман; 2-й лейтенант Джон Воравка (John S. Woravka) — бомбардир; техник-сержант Гарольд Рипслингер (Harold J. Ripslinger) — бортинженер; техник-сержант Роберт ЛаМотт (Robert E. LaMotte) — радист; старший сержант Гай Шелли (Guy E. Shelly) — стрелок; старший сержант Вернон Мур (Vernon L. Moore) — стрелок; старший сержант Самюэль Адамс (Samuel E. Adams) — стрелок.

Технические характеристики
Экипаж: 7-10 человек
Длина: 20,6 м
Размах крыла: 33,5 м
Высота: 5,5 м
Площадь крыла: 97,4 м²
Коэффициент удлинения крыла: 11,55
Масса пустого: 16 590 кг
Масса снаряжённого: 25 000 кг
Максимальная взлётная масса: 29 500 кг
Двигатели: 4× радиальных с турбонаддувом Pratt & Whitney R-1830 мощностью 1200 л.с. (900 кВт) каждый
Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0406
Эквивалентная площадь сопротивления: 3,95 м²

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 470 км/ч
Крейсерская скорость: 346 км/ч
Посадочная скорость: 153 км/ч
Боевой радиус: 3 400 км
Перегоночная дальность: 6 000 км
Практический потолок: 8 500 м
Скороподъёмность: 5,2 м/с
Нагрузка на крыло: 256 кг/м²
Тяговооружённость: 144 Вт/кг
Аэродинамическое качество самолёта: 12,9

Вооружение
Пулемётное вооружение: 10× 12,7 мм (.50-дюймовых) пулемётов Browning M2
Бомбовая нагрузка:
до 643 км (˜400 миль): 3600 кг
до 1287 км (˜800 миль): 2300 кг
до 1931 км (˜1200 миль): 1200 кг

Тип Тяжелый бомбардировщик
Разработчик Consolidated Aircraft
Производитель «Consolidated» (Форт-Уорт и Сан-Диего)
«Douglas» (Талса)
«North American» (Даллас)
«Ford Motor» (Уиллоу-Ран)
Главный конструктор Исаак М. Ладдон
Первый полёт 29 декабря 1939
Начало эксплуатации 1941
Конец эксплуатации 1945
Основные эксплуатанты ВВС США
ВМС США
Королевские ВВС
Королевские ВВС Канады
Годы производства 1940-1945
Единиц произведено 18 482
Стоимость единицы $297 627
Варианты PB4Y Privateer
XB-41
C-87 Liberator Express
R2Y
Liberator I
Категория: Бомбардировщик \ Стратегический бомбардировщик | Просмотров: 1165 | Добавил: ucoz | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Друзья сайта
Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024                      материал доступен по свободной лицензии

    Бесплатный хостинг uCoz