В конце 30-х годов быстро растущая авиапромышленность Германии для поднятия своего международного престижа особое внимание уделяла установлению новых мировых рекордов. Большинство рекордов при этом ставилось на обычных самолетах, и только немногие на специализированных рекордных машинах. Одним из таких исключений был Me.261, задуманный в 1937 г. для рекордного беспосадочного перелета Берлин-Токио, чтобы доставить туда олимпийский огонь. Этот проект, носивший обозначение Р 1064, захватил воображение Гитлера и потому был окрещен Адольфлайн.
Хотя внешний вид Ме.261, как был назван министерством авиации Р 1064, был довольно обычным, самолет имел ряд неординарных решений. Так, например, однолонжеронное с работающей цельнометаллической обшивкой крыло представляло собой одновременно интегрированный топливный бак, а относительная толщина крыла была очень большой - у корня крыла толщина профиля была практически равна высоте фюзеляжа. Фюзеляж имел прямоугольное сечение. Экипаж состоял из пяти человек: двух пилотов, радиста в отдельном отсеке за кабиной перед лонжероном, проходящим через фюзеляж, а далее можно было пройти в отсек для бортинженера и штурмана, где были и койки для отдыха. Двигательная установка состояла из Даймлер-Бенц DB 606A-1/B-1 - каждый представлял собой спарку 12-цилиндровых двигателей жидкостного охлаждения DB 601, работавших на большой, четырехлопастный винт. Стойки шасси убирались назад с поворотом на 90╟.
Сборка трех опытных самолетов началась в Аугсбурге весной 1939 г, но шла медленно из-за низкой приоритетности программы, и совсем остановилась в августе с подготовкой к войне. Вновь работы возобновились летом 1940 г. Первый самолет - Me.261-V1 (BJ+CP) полетел 23 декабря 1940 г. под управлением Карла Баура. Второй Me.261-V2 (BJ+CQ) полетел весной 1941 г, когда самолет решили попробовать в качестве сверхдальнего разведчика над Атлантикой. Однако, проблемы с установкой необходимого оборонительного вооружения заставили отказаться от этой идеи. Поэтому оба самолета в течение 1941-42 гг. использовались для длительных исследовательских полетов.
В начале 1943 г. был закончен Me.261-V3 (BJ+CR), отличавшийся от предшественников в первую очередь установкой двигателей DB 610 и введением еще двух членов экипажа. 16 апреля 1943 г этот самолет под управлением Карла Баура покрыл за 10 часов 4473 км. После полета Me.261-V3 получил незначительные повреждения, так как стойки шасси сложились при посадке. После восстановления в мае самолет был переведен в специальную разведывательную часть, непосредственно подчинявшуюся штабу люфтваффе, и использовался для дальних разведывательных полетов. Me.261-V1 и V2 были серьезно повреждены в 1944 г во время налета на Лекфельд союзной авиации и сданы на слом
ЛТХ: Модификация Me.261-V2 Размах крыла, м 26.85 Длина, м 16.70 Высота, м 4.70 максимальная взлетная Тип двигателя 2 ПД Daimler-Benz DB610 A-1/B-1 Мощность, л.с. 2 х 3100 Максимальная скорость , км/ч у земли 490 на высоте 615 Крейсерская скорость , км/ч 470 Практическая дальность, км 11000 Практический потолок, м 8300 Экипаж 7
|