В июле 2004 года ВМФ США заключил контракт с фирмой Боинг на создание и постройку многоцелевого морского самолета нового поколения по программе MMA (Multi-mission Maritime Aricraft). Выбор план на самолет Боинг 737 MMA, которому в марте 2005 года было присвоено обозначение P-8A Poseidon. Для замены 196 морально устаревших самолетов P-3C Orion, планируется закупка до 108 самолетов P-8A.
Работы по выработке требований к самолету для замены стареющих P-3C начались в 1997 году. В 2002 году были заключены контракты на эскизное проектирование с компаниями Боинг и Локхид.
В качестве базовой платформы компания Боинг выбрала авиалайнер 737-300, а Локхид-Мартин осуществила проработку нового варианта самолета P-3 - Orion 21. Для работ по данному контракту Боинг привлек компании Рейтон, Нортроп-Грумман и Смит Индастриз.
Для демонстрации и отработки совместимости бортовых систем Боинг использовал летающую лабораторию 737 BBJ2 (Boeing Business Jet). На борту установили два рабочих места операторов. В декабре 2003 года самолет совершил тур по авиабазам ВМФ США с целью демонстрации новой прототипа в строевых частях.
О выборе в пользу Боинг 737 MMA было объявлено в июле 2004 года. Контракт включал в себя постройку пяти опытных машин в течении последующих восьми лет. Один самолет предназначался для прочностных испытаний. Два других - для летно-эксплуатационных испытаний. Еще две машины предназначены для отработки целевого оборудования.
В ноябре 2005 года состоялось предварительное согласование проекта, а в июле 2007 года проект был утвержден. Запуск опытной серии намечен на начало 2008 года. Развертывание серийного строительства с темпом в 12-18 самолетов в год планируется начать в 2012 году. Первые подразделения должны достигнуть начальной боевого готовности в 2013 году.
В июле 2007 года правительство Австралии приняло предварительное решение участвовать в производстве самолетов P-8A. Планируется, что P-8A поступят в Королевский ВМФ Австралии на замену P-3С.
Конструкция P-8A базируется на фюзеляже лайнера 737-800 и крыльях от 737-900. В июне 2005 года Боинг объявил об изменении конструкции законцовок крыльев, придав им стреловидность. Внизу передней части фюзеляжа разместили отсек вооружения, а на крыльях разместили узлы подвески для ПКР.
Сборка самолетов 737 MMA планируется осуществлять на заводе Боинг в г. Рентон. Фюзеляж будет производиться на заводе в г. Уичита, а за тем перевозится в Рентон.
Облет новых машин и отработка оборудования будет осуществляться так же в Рентоне. Летные испытания будут проходить на базе ВМФ США Патуксент Рива.
Прицельно-навигационный комплекс был разработан фирмой Смитс Индастриз. Комплекс имеет открытую архитектуру и позволяет производить глубокую модернизацию.
В кабине операторов размещено семь рабочих мест.
Электронно-оптическая и тепловизионная поисковые станции были созданы подразделением компании Нортроп-Грумман.
Самолет оснащен доработанной БРЛС AN/APS-137D(V)5 и системой радиотехнической разведки AN/APY-10 (ранее SIGINT) фирмы Рейтон. РЛС AN/APS-137D(V)5 c синтезированной апертурой позволяет осуществлять картографирование местности, опознавание неподвижных надводных целей, а так же обладает режимом, позволяющим обнаруживать подводные лодки, находящиеся на перископной глубине, а так же скоростные суда в прибрежной зоне.
В режиме обнаружения перископов ПЛ, используется сканирование с высокой частотой в режиме высокого разрешения с усиленной фильтрацией солнечных бликов.
Компания Рейтон предлагает новые приемники спутниковой навигационной системы, с повышенной стойкостью к средствам подавления, интегрированную встроенной систему госопознавания, буксируемую ложную цель и высокозащищенную аппаратуру УКВ-связи. Аппаратура обмена данными создана компанией Нортроп-Грумман. Обнаружение магнитных аномалий P-8A будет осуществлять с помощью магнитометра. Для постановки гидроакустических буев самолет будет оборудован поворотной ПУ разработки корпорации EDO.
Во внутреннем отсеке вооружения могут быть размещены свободнопадающие бомбы, торпеды Mark 54 и глубинные бомбы. Подкрыльевые пилоны предназначены для ПКР Harpoon.
Для самозащиты самолет будет оснащен системой электронного противодействия EWSP, которая включает систему управления средствами РЭБ AN/ALQ-213(V) , систему направленных ИК-помех DIRCM, систему предупреждения о РЛ-облучении, и систему постановки пассивных помех.
Крейсерская скорость самолета будет составлять около 926 км/ч. В режиме поиска патрулирования - 333 км/ч при полете на высоте 60 метров.
В качестве силовой установки использовано два ТВД CFM56-7B27A тягой по 120 кН. Двигатели обладают высокой надежностью - вероятность отказа в полете составляет 0,003% на 1000 летных часов.
Суммарная емкость топливной системы составляет 34096 кг.
Технические характеристики Экипаж: 9 (2 пилота, 7 операторов) Длина: 39,47 м Размах крыла: 35,72 м Высота: 12,83 м Площадь крыла: 133,59 м² Масса пустого: 62 730 кг Максимальная взлётная масса: 85 370 кг Масса топлива во внутренних баках: 34 096 кг Силовая установка: 2 × ТРДД CFM International CFM56-7B Тяга: 2 × 120 кН
Лётные характеристики Максимальная скорость: 907 км/ч Крейсерская скорость: 815 км/ч Скорость патрулирования/поиска: 333 км/ч на высоте 60 м Боевой радиус: 3 700 км Практический потолок: 12 500 м
Тип противолодочный / патрульный самолёт Производитель Boeing Первый полёт 25 апреля 2009 Начало эксплуатации 2012 (план) Статус в разработке Основные эксплуатанты ВВС США Базовая модель Boeing 737
|