E-4B Nightwatch известные как NEACP (National Emergency Airborne Command Post), произносится как «Kneecap», а с 1994 получившие второе название NAOC (National Airborne Operations Center)- воздушные командные пункты (ВКП) для президента, министра обороны, других членов высшего руководства США на случай начала ядерной войны и разрушения наземных структур управления. Разговорное название E-4B в США — «doomsday planes» (самолёты конца света).Четыре самолёта состоят на вооружении ВВС США (USAF) и приписаны к 1-й эскадрилье (Squadron) (1ACCS) 55-го авиакрыла на базе Оффут, Небраска. Экипажи и наземное обслуживание E-4B входят в Боевое авиационное командование (Air Combat Command) ВВС США, которое взаимодействует с Стратегическим Командованием США USSTRATCOM.
Назначение NEACP и NAOC отличается от назначения похожих воздушных командных пунктов программ Looking Glass (ABNCP) и TACAMO. Самолёты — ВКП E-4B NEACP и NAOC предназначены для высшего политического и военного руководства США — президента, министра обороны, других лиц принимающих решения. Самолёты — ВКП E-6B, одновременно выполняющие функции программ Looking Glass (ABNCP) и TACAMO, передназначены для высших офицеров вооружённых сил США — Стратегического Командования США USSTRATCOM и других командований. Они обеспечивают военное управление и связь со стратегической триадой США: установками МБР, подлодками с БРПЛ и бомбардировщиками и передачу на них приказов принятых политическим руководством США. В качестве самолётов TACAMO до середины 1980 годов использовались EC-130, В качестве самолётов Looking Glass (ABNCP) до середины 1990 годов использовались EC-135.История службы самолётов
Первые 3 E-4A построены на основе планера Boeing 747-200 заводе Boeing в 1974—1978. В 1979 году был построен модернизированный E-4B. Внешне он отличался наличием большого обтекателя, закрывавшего антенны спутниковой связи сверху фюзеляжа над верхней палубой. В 1980 году все три E-4A были модернизированы и стали называться E-4B. Все оборудование самолёта имеет защиту от электромагнитного импульса (ЭМИ) ядерного взрыва. Имеется система фильтрации от радиоактивной пыли в системах забора и кондиционирования забортного воздуха для вентиляции кабины и отсеков.
Цена самолёта составила 250 миллионов USD и E-4B оказался на втором месте среди самых дорогих самолётов (Первое место позже занял B-2 Spirit — 2200 миллионов USD за один самолёт. Экипаж каждого самолёта составляет от 60 до 114 человек и превосходит по численности экипажи любых других самолётов ВВС США.
На самолёте установлено оборудование для приёма топлива от самолётов-заправщиков. С периодическими дозаправками в воздухе самолёт может находиться в воздухе неделю (возможно что и больше). Срок его дежурства в воздухе ограничивается только рабочим сроком службы масла в маслосистемах двигателей. Для полной дозаправки E-4B в воздухе нужны два полностью заправленных самолёта-заправщика KC-135.
Изначально самолёты E-4B базировались на авиабазе Эндрюс в штате Maryland недалеко от Вашингтона рядом с Air Force One — самолётами для обычных перелётов президентов США. Позднее они были переведены на базу Оффут, Небраска. До 1994 все E-4B находились на авиабазе Эндрюс всё время на случай возникновения мирового кризиса, при котором они могли понадобиться президенту США и другим членам руководства. В 1994 г. президент Клинтон распорядился перевести самолёты E-4B на авиабазу Оффут, дежурные самолёты и экипажи продолжили нести службу на авиабазах Эндрюс и Райт-Паттерсон. В настоящее время один из E-4B всегда находится на дежурстве и готов ко взлёту.
После строительства и принятия на службу в ВВС США VC-25 (специальных самолётов на базе Boeing 747—200 для обычных поездок президентов США, летающих с кодом Air Force One) и концом холодной войны значение NEACP E-4B снизилось. В 1994 г. самолёты NEACP получили второе название NAOC и были оснащены для выполнения новой задачи: доставки служащих Федерального агентства по управлению в чрезвычайных ситуациях (Federal Emergency Management Agency) и использования самолётов в качестве временных командных пунктов на аэродромах в зонах стихийных бедствий и беспорядков.
Вступив в должность министра обороны США Дональд Рамсфилд часто использовал E-4B, в том числе и для визитов в зарубежные страны. Не менее 60 членов команды E-4B сопровождали его в этих поездках.
Ночной дозор
Название «Nightwatch» (Ночной дозор) было дано самолётам E-4B офицером — первым командиром Squadron в честь дозора народной стражи, идущего по ночному городу с известной картины Рембрандта (1642 г.)
Будущее
В январе 2006 г. Дональд Рамсфилд объявил, что весь флот E-4B будет выведен из эксплуатации начиная с 2009 г. Ежегодно будет выбывать один самолёт и процесс вывода E-4B завершится в 2012 г. Они могут быть заменены на два Boeing C-32, модернизированных до уровня ВКП президента США на случай ядерной войны, стихийных бедствий и беспорядков.
Лётно-технические характеристики Экипаж=60-114 Длина=70.5 м Размах крыла=59.7 м Высота=19.3 м Площадь крыла=510 м² Вес пустого=190 000 кг Максимальный взлётный вес=370 000 кг Двигатели= 4 турбовентиляторных General Electric CF6-50E2 Тяга каждого двигателя =234 КН Макс. скорость=969 км/ч Дальность полёта=11 000 км Потолок=14 000 м Нагрузка на крыло=730 кг/м² Тип воздушный командный пункт Производитель Boeing Первый полёт 13.06.1973 Начало эксплуатации 1974 Конец эксплуатации планируется в 2012 Статус на вооружении Основные эксплуатанты ВВС США Единиц произведено 4 Стоимость единицы US$223 миилиона в 1998 Базовая модель Boeing 747 Варианты Boeing VC-25
|