B-29 «Суперфортресс» (англ. Superfortress — «Сверхкрепость») — американский стратегический бомбардировщик, разработанный в начале 1940-х годов. Главный конструктор самолёта Асен Джорданов. В 1944 году В-29 впервые были применены в крупномасштабных боевых операциях по уничтожению военных объектов милитаристской Японии. Мировую известность В-29 получили после того, как в августе 1945 года сбросили атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки. Бомбардировщики «Суперфортресс» применялись во время Корейской войны (1950—1953). Серийное производство самолётов В-29 было развёрнуто на заводах Боинг (Boeing) в Cиэтле и Вичите, а также на заводах Мартин (Glenn L. Martin Company) и Белл (Bell Aircraft Co.). Всего было построено 4000 самолётов В-29 всех модификаций.
В СССР был создан и серийно выпускался в 1947—1952 гг. дальний бомбардировщик Ту-4, представлявший собой нелицензионную копию, созданную путём обратной разработки — аналог B-29История создания
К началу Второй мировой войны командование авиационного корпуса армии США пришло к выводу о необходимости создания стратегического бомбардировщика — проекту был присвоен шифр VHB (англ. Very Heavy Bomber — «сверхтяжелый бомбардировщик»). Однако, когда стало ясно, что данному бомбардировщику придется бомбить цели на другой стороне Тихого океана, проект получил новое обозначение — VLR (англ. Very Long Range, «очень большая дальность»). Детальная проработка проекта VLR началась в 1940 году.
В конкурсе на постройку дальнего стратегического бомбардировщика участвовали четыре американские авиастроительные компании: «Consolidated» (позже «Convair»), «Boeing», «Douglas» и «Lockheed». Они предложили проекты бомбардировщиков под обозначениями XB-32, XB-29, XB-31 и XB-30 соответственно. Через некоторое время из конкурса выбыли «Douglas» и «Lockheed», а с двумя оставшимися заключили контракты на постройку двух прототипов. 7 сентября 1942 года первым в воздух поднялся XB-32 Dominator, однако его доводка сильно затянулась.
Компания «Boeing» имела большой опыт в проектировании тяжелых бомбардировщиков, поэтому в 1940 году могла обещать командованию Авиакорпуса Армии США готовые самолёты через два-три года. «Boeing» получила заказ на постройку более 1 500 бомбардировщиков ещё до первого полёта прототипа. Заказ был не случайным — ещё в 1938 году компания направила командованию Авиакорпуса Армии США предложение по бомбардировщику B-17 с герметичной кабиной, позволяющей выполнять высотные полёты. Сначала военные отказывали «Boeing», но как только характер войны изменился, и такой самолёт потребовался, военные изменили своё отношение к предложениям компании, которая вскоре представила сразу несколько проектов — Model 316, 322, 333, 334 и 341.
Первый прототип XB-29 поднялся в воздух 21 сентября 1942 года. ВВС США оговаривали максимальную скорость полёта в 644 км/ч, что оказало влияние на компоновку самолёта — среднеплан с крылом большого удлинения и фюзеляжем круглого сечения. За прототипами последовали 14 предсерийных самолётов YB-29.
Производство самолёта потребовало некоторых усилий со стороны авиапромышленности США, в итоге B-29 собирали на четырёх заводах разных компаний.
Версия бомбардировщиков для доставки атомных бомб была оснащена винтами изменяемого шага.
Боевое применение
Самолёты В-29 в СССР
1944 год
В 1944 году ВВС США самолётами В-29 начали осуществлять крупномасштабные операции по уничтожению японских военных объектов, дислоцирующихся как в метрополии, так и на оккупированной территории Китая. Командирам кораблей В-29 было предписано, в случае получения повреждений от средств ПВО или истребителей противника и невозможности возвращения на свои базы, производить вынужденную посадку на ближайшем советском аэродроме. Июнь — ноябрь
Всего четыре самолёта В-29, пересекли границу СССР в районе советского Дальнего Востока, после налетов на Японские объекты, три из них были фактически интернированы СССР и невозвращены США (на основании договора о ненападении с Японией от мая 1941 года).
29 июля: Самолёт В-29-5-BW, (№ 42-6256), «Ramp Tramp» («Рэмп-Трэмп», в переводе с американского сленга — «Весёлый бродяга»), подбитый японской зенитной артиллерией, над Аньшанем в Манчжурии. Из-за повреждённого мотора, командир корабля капитан Говард Джарелл, решил не «тянуть» на свой аэродром и вошёл в воздушное пространство СССР. Самолёт перехватили истребители ВВС Тихоокеанского флота и привели его на аэродром военно-морской авиации «Центральная-Угловая», расположенный примерно в 30 км к северу от Владивостока. Самолёт принадлежал 771-й эскадрилье 462-й бомбардировочной группы ВВС США. Экипаж разбил оборудование в гермокабинах. Самолёт и экипаж интернированы. Самолёт остался на «Центальной-Угловой», а экипаж Джарелла переправили в особый отдел, который обеспечил доставку американцев в специальный сборный лагерь в Средней Азии.
20 августа: Самолёт В-29А-I-BN, (№ 42-93829), (по другим данным — № 42-9329) из 395-й эскадрильи 40-й группы, подбитый во время налёта на сталелитейные заводы в Явато (Явате). Перетянув через реку, командир корабля Р. Мак-Глинн (Глини), отдал приказ покинуть самолёт. Все члены экипажа благополучно приземлились на парашютах. Неуправляемый самолёт врезался в сопку в районе Хабаровска. Экипаж был интернирован Ноябрь
На советские аэродромы совершили вынужденную посадку два повреждённых самолёта: В-29-15-BW, (№ 42-6365) «Генерал Арнольд», командир корабля У.Прайс; и В-29-15-BW, (№ 42-6358) «Динг Хоа», ранее принадлежал 794-й эскадрилье ВВС США, командир корабля лейтенант Микиш. Самолёты и их экипажи интернированы.. Самолёт В-29-15-ВW (№ 42-6365), «Генерал Х. Арнольд спешиел», принадлежащий 794-й эскадрилье 486-й группы, при боевом вылете на Японию попал в тайфун и был незначительно повреждён молнией. Командир корабля капитан У. Прайс потерял ориентировку, на остатках топлива, довёл машину до побережья советского Дальнего Востока, произвёл посадку на аэродроме ВВС ТОФ «Центральная-Угловая». Самолёт В-29-15-ВW (№ 42-6358), «Динг Хао» («Динг Хоа»), командир корабля лейтенант Микиш (Миклиш), бомбил г. Омуру, ушёл от цели на трёх моторах, четвёртый прострелили японские истребители, у дальневосточного побережья его встретили советские истребители и привели на аэродром.
Нарком военно-морского флота СССР, адмирал Н. Г. Кузнецов приказал организовать изучение самолётов В-29. В этой связи, на Дальний Восток был направлен заместитель начальника лётной инспекции ВВС ВМФ подполковник С. Б. Рейдэль, который работал ранее испытателем в Отдельном морском отряде Научно-испытательного института ВВС (ОМО НИИ ВВС), а затем в НИИ ВВС военно-морского флота в Севастополе. С. Б. Рейдель освоил много типов самолётов, владел английским языком. Поскольку На ТОФ в то время не было пилотов, знакомых с американскими машинами (ленд-лизовские самолёты направлялись прямо на фронт), с Черноморского флота откомандировали ещё двух пилотов, летавших на американских А-20, один из них В. П. Марунов. Из состава ВВС ТОФ — инженеров А. Ф. Чернова и М. М. Круглова. Все три машины В-29 получили в СССР, бортовые номера в виде трёх последних цифр заводского номера: «256», «358», «365», которые нанесли на киле выше заводского номера, более крупными цифрами. На месте опознавательных знаков американских ВВС — нарисовали красные звёзды.
1945 год Январь — июнь
Лётчики ВВС ТОФ успешно осваивают самолёты В-29, выполняют полёты, определяют его основные данные. Один самолёт эксплуатируется в полку Дальней авиации.
Январь: Два самолёта В-29 находятся в расположении управления ВВС ТОФ и один в 35-й отдельной дальнебомбардировочной эскадрилье, сформированной специально для испытаний В-29. В итоге, в эскадрилью, вошли два В-29 и один В-25. Полёты производились с аэродрома Романовский, имеющего хорошие подходы, ввиду того, что он не был окружён сопками. Рейдель самостоятельно освоил В-29,используя документацию, найденную на одном из самолётов. Руление, подлёты и наконец взлёт. Январь — 20 Июня
Началось планомерное изучение и испытания В-29. В. П. Марунову и А. Ф. Чернову, на освоение самолёта Рейдель отвёл два дня… По бомбардировщику они лазили с толстым томом англо-русского словаря… На третий день, Рейдель официально принял у них зачёт…. 9 января: Произвели четыре вывозных полёта… Рейдель на месте второго пилота, Марунов — на месте командира…. 11 января Марунов совершил на В-29 первый самостоятельный полёт, после которого стал летать самостоятельно… Лётчики ВВС ТОФ успешно осваивают самолёты В-29, выполняют полёты, определяют его основные данные. Один самолёт эксплуатируется в полку Дальней авиации. В ходе испытаний были определены основные лётно-технические данные самолёта В-29, которые оказались несколько ниже официальных данных заявленных фирмой Боинг. В частности: Достигнутая на испытаниях максимальная скорость не превышала 580 км/час; набор высоты 5000 м занимал 16,5 мин (возможно, занижение характеристик было связано с тем, что самолёт подвергался ремонту). Было выполнено несколько высотных полётов, полётов на проверку предельной дальности по замкнутому маршруту, полёты в зону. на бомбометание. Май
СССР повторно (первый запрос был сделан ещё 19 июля 1943 г.), запросил американскую сторону, о передачи СССР 120 ед. бомбардировщиков В-29, для использования на Дальнем Востоке против Японии. Однако, американцы не дали ни одного…. Испытания В-29 на Дальнем Востоке продолжались до 21 июня 1945 г. Июнь — июль
Два самолёта В-29 перегнали в Москву. 21-22 июня: на аэродроме Угловая силами ИТС ТОФ, произведена подготовка первого самолёта В-29, к перегонке в Москву. Группой инженеров были разработаны инструкции по подготовке самолёта, проверке оборудования и технике пилотирования. Перегонку первой машины, В-29 (42-6365), с повреждённым оборудованием — разбитым американским экипажем, выполнял экипаж, под командованием опытнейшего пилота — подполковника С. Б. Рейделя, второй пилот Моржаков, бортинженер М. М. Круглов. По другим данным, обязанности бортинженера выполнял инженер-майор Н. А. Кравцов, за что Рейдель и Кравцов были награждены орденами Ленина.
23 Июня: первый самолёт В-29 (42-6365) совершил посадку на аэродроме в Измайлово на окраине Москвы. С учётом весьма короткой взлётно-посадочной полосы, перед посадкой, пришлось выработать остатки горючего. Там располагался 65-й полк особого назначения, совмещавший транспортные и экспериментально-испытательные задачи в системе морской авиации. Июнь-июль: на аэродроме в Измайлово благополучно приземлился второй самолёт В-29, пилотируемый Маруновым. Июль В Москву с Дальнего Востока перелетел и третий самолёт В-29.. Все три интернированных самолёта В-29 были перегнаны на центральный Московский аэродром в Щёлково, а «Рэмп-Трэмп» сначала перегнали в Балбасово, г. Орша, а затем в ЛИИ, г. Жуковский. Самолёт В-29 (42-6256) «Рэмп-Трэмп», по просьбе командующего дальней авиацией маршала А. Е. Голованова, перегнали из Щёлково на аэродром Балбасово, под г. Орша, где дислоцировался 890-й дальнебомбардировочный авиаполк. 1 июля: 890-й полк ДА, командир полка Э. К. Пусэп, располагал 9-ю самолётами Пе-8, 12-ю самолётами В-17 (модификаций F и G) и 19-ю самолётами В-25. Другой полк той-же дивизии, доукомплектовывался самолётами В-24. Сосредоточенные в этих полках американские самолёты, в основном, были восстановлены после совершения ими вынужденных посадок в ходе боевых действий в Восточной Европе. Лётчики этих полков осваивали американские 4-моторные бомбардировщики. Самолёт В-29 сочли близким родственником самолёта В-17, поскольку эти машины были спроектированы конструкторами одной фирмы Боинг. В 890-м полку, на В-29 «Рэмп-Трэмп», летал экипаж Н. А. Ищенко. На самолёте была сохранена бортовая надпись «Рэмп Трэмп» и изображение небритого бродяги. На многих других американских машинах этого полка были сохранены бортовые надписи, эмблемы, знаки соединений, на килях В-17, по требованию бдительных политработников, запрещено было оставлять только картинки с обнажёнными девицами. По воспоминаниям К. Иконникова, на его В-17F был изображён заяц с бомбой. В связи с принятием решения о копировании, В-29 № 42-6256 «Рэмп-Трэмп», перегнали из Балбасово в ЛИИ, г. Жуковский. Перелёт производил смешанный экипаж: от 890-го полка — командир корабля Н. А. Ищенко, а от ЛИИ — лётчик-испытатель М. Л. Галлай, который осваивал пилотирование во время перелёта. В ЛИИ, этот В-29 принял экипаж Н. С. Рыбко (второй пилот И. И. Шунейко). В ЛИИ, самолёт В-29-5-BW, (№ 42-6256), «Рэмп-Трэмп», использовался для обучения лётного состава, а затем, в качестве лётной лаборатории, для доводки новой силовой установки для самолёта «Б-4». В ночь с 10 на 11 июля: самолёт В-29-15-BW, № 42-6365, «Генерал Арнольд», доставили на Центральный московский аэродром «Им. Фрунзе» и установили в большом ангаре… После осмотра А. Н. Туполевым и его помощниками, самолёт расстыковывали, а затем разобрали для технического описания, разработки эскизов и рабочих чертежей для копируемого советского аналога, самолёта — Б-4 (Ту-4).
Самолёт В-29-15-BW, (№ 42-6358) «Динг Хоа», был сохранён в качестве эталона. Все три интернированных самолёта В-29 были перегнаны на центральный Московский аэродром в Щёлково и в ЛИИ. В частности: Самолёт В-29-5-BW, (№ 42-6256), «Рэмп-Трэмп», использовался в качестве лётной лаборатории, для доводки новой силовой установки для самолёта «Б-4». Самолёт В-29-15-BW, (№ 42-6365) «Генерал Арнольд», был разобран в ангаре центрального аэродрома, для разработки эскизов и рабочих чертежей самолёта «Б-4». Самолёт В-29-15-BW, (№ 42-6358) «Динг Хоа», был сохранён в качестве эталона. Август
В ходе войны с Японией американский В-29 был обнаружен двумя парами самолётов Як-9, перехвачен и обстрелян в районе Корейского аэродрома Канко, где базировался советский, 14-й истребительный авиаполк ВВС Тихоокеанского флота. В результате обстрела, у В-29 загорелся левый крайний мотор, и он сразу совершил посадку на аэродроме Канко. НКАП направил в НКО письмо следующего содержания: «- По имеющимся данным в Корее на территории расположения наших войск находится В-29. В связи с этим НКАП просил принять меры по перегону самолёта в СССР, а если это невозможно, то демонтировать необходимые агрегаты и оборудование.» Однако, поскольку это событие произошло после объявления СССР войны Японии, и соответственно денонсации договора о нейтралитете, самолёт, после ремонта, пришлось возвращать американцам.
В дальнейшем, судьбы трёх самолётов В-29, в СССР, сложились следующим образом: Самолёт В-29-15-BW, (№ 42-6358) «Динг Хоа», советский бортовой номер «358» (эталон), так и простоял на аэродроме в Измайлове, где его время от времени осматривали различные специалисты. В частности, представители военно-воздушной академии, скрупулёзно изучали мотоустановку, произвели её подробные описания и схемы. Летать этой машине больше не довелось. Самолёт В-29-15-BW, (№ 42-6365) «Генерал Арнольд», советский бортовой номер «365», по частям доставили в Казань, на завод № 22, где с декабря 1945 года, его начали собирать вновь. Но в первоначальный вид эту машину так и не привели, в связи с тем, что с начала 1946 года в ОКБ Туполева, для ускорения постройки опытного пассажирского самолёта «70»(Ту-70) — пассажирского варианта Б-4, использовали ряд узлов и агрегатов от В-29 «365». В частности, взяли целиком отъёмные консоли крыла, мотогондолы, (габариты двигателей R-3350 и АШ-73ТК были весьма близки), закрылки, основные опоры шасси, хвостовое оперение… Кое что использовали и от В-29, разбившегося под Хабаровском. Самолёт В-29-5-BW, (№ 42-6256), «Рэмп-Трэмп», советский бортовой номер «256», интенсивно эксплуатировался в ЛИИ, в качестве лётной лаборатории, для доволки новой силовой установки для самолёта «Б-4», вплоть до поступления в ЛИИ серийных Ту-4.
1948-49
Апрель 1948: В-29 «Рэмп-Трэмп» перелетел в Казань, на завод № 22, где подвергся конструктивным доработкам — под правым крылом, между мотогондолами, смонтировали узлы крепления пилона для внешней подвески, для использования в качестве носителя экспериментального германского ракетного самолёта «346» немецкого конструктора Г. Рессинга. В 1948—1949: самолёт — носитель В-29 «Рэмп-Трэмп» взлетал с военного аэродрома в «Тёплом Стане» (ныне жилой район Москвы) и сбрасывал безмоторные варианты ракетного самолёта «346-П» и «346-1», которые пилотировали лётчики-испытатели: германский — В. Цизе и советский — П. И. Казьмин. После завершения программы испытаний, В-29 вернули в ЛИИ, где непродолжительное время он использовался для небольших исследовательских работ, после чего был списан и разобран на металлолом. Технические характеристики Экипаж: 11 (пилот, второй пилот, бортинженер, штурман, радист, оператор РЛС, штурман-бомбардир, 4 стрелка) Длина: 30,18 м Размах крыла: 43,04 м Высота: 8,47 м Площадь крыла: 159,79 м² Стреловидность по передней кромке: 7° 1' 26 Коэффициент удлинения крыла: 11,5 Средняя аэродинамическая хорда: 3,92 м Профиль крыла: Boeing 117 Колея шасси: 8,69 м Масса пустого: 32 432 кг Масса снаряжённого: 36 652 кг Максимальная взлётная масса: 63 503 кг Максимальная посадочная масса: 61 235 кг Масса в бою: 45 926 кг Масса топлива во внутренних баках: 25 482 кг (с баками в бомбоотсеках) Объём топливных баков: 35 443 л (с баками в бомбоотсеках) Силовая установка: 4 × воздушного охлаждения Wright R-3350-79 Мощность двигателей: 4 × 2200 л. с. (4 × 1640 кВт) Воздушный винт: четырёхлопастной Hamilton Std 6526A-6 Диаметр винта: 5,05 м Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0241 Эквивалентная площадь сопротивления: 3,82 м²
Лётные характеристики Максимальная скорость: 643 км/ч (на высоте 9144 м) Крейсерская скорость: 354 км/ч Скорость сваливания: 191 км/ч (при максимальной взлётной массе) Боевой радиус: 3413 км с максимальной боевой нагрузкой: 2715 км Практическая дальность: 6380 км с максимальной боевой нагрузкой: 4865 км Перегоночная дальность: 8321 км (с максимальным запасом топлива, без бомб) Практический потолок: 12 070 м (при боевой массе) Скороподъёмность: 8,26 м/с Время набора высоты: 3048 м за 23,5 мин 6096 м за 61,5 м Нагрузка на крыло: 397,4 кг/м² (при максимальной взлётной массе) Длина разбега: 1594 м (при максимальной взлётной массе) Длина пробега: 680 м Аэродинамическое качество: 16,8
Вооружение Стрелково-пушечное: 12 × 12,7 мм пулемётов с 500 патр. каждый 4 сверху фюзеляжа спереди 2 сверху фюзеляжа сзади 2 под фюзеляжем спереди 2 под фюзеляжем сзади 2 в корме Боевая нагрузка: нормальная: 4536 кг максимальная: 9072 кг Бомбы: свободнопадающие: 40 × 227 кг 12 × 454 кг 8 × 907 кг 4 × 1814 кг
|