Блерио XI (фр. Blériot XI) — разведывательный самолёт, на котором французский авиатор Луи Блерио впервые в истории авиации пересёк пролив Ла-Манш. Серийный выпуск самолёта и его модификаций был налажен во Франции (фирма «Блерио»), Италии (фирма «Сосьета Итальяна Трансаэро») и России (заводы Щетинина и «Дукс»). Он впервые поднялся в воздух 18 января 1909 года. В последующие 10 лет было построено около 100 самолётов модели Blériot XI. Перелёт через Ла-Манш
Полёт через Ла-Манш произошёл 25 июля 1909 года. Самолёт вылетел из Кале и приземлился в Дувре, пройдя 38 км над проливом за 36,5 минут при средней скорости 61,6 км/ч. Blériot XI, совершивший полёт через Ла-Манш, был передан в Музей искусств и ремёсел газетой Le Matin, после того как та приобрела самолет у Луи Блерио. Этот самолет до сих пор представлен в музее. Blériot XI также есть в Музее авиации и космонавтики в Ле-Бурже.
Экземпляр, пересёкший Ла-Манш, был оснащён трёхцилиндровым двигателем изобретателя Алессандро Анзани. Двигатель не имел ручки газа и работал постоянно в одном режиме.
Blériot XI и Адольф Пегу
В 1913 году лётчик-испытатель фирмы Breguet Адольф Пегу использовал самолёт для первой высадки парашютиста и совершил «Петлю Пегу» — предшественницу мёртвой петли. Он считал себя первым, хотя за 12 дней до него такую же фигуру исполнил русский пилот Пётр Нестеров. ТТХ
Размах крыла, м 10.20 Длина, м 8.25 Высота, м 2.65 Площадь крыла, м2 20.90 Масса, кг пустого самолета 350 максимальная взлетная 570 Тип двигателя 1 ПД Gnome Мощность, л.с. 1 х 50 (70) Максимальная скорость, км/ч 106 Крейсерская скорость, км/ч 86 Продолжительность полета, ч.мин 3.30 Практический потолок, м 1000 Экипаж, чел: 1-2 Тип самолёт-разведчик Разработчик Blériot Aéronautique Производитель Blériot Aéronautique Первый полёт 23 января 1909 Начало эксплуатации 1909 Конец эксплуатации 1931 Статус снят с эксплуатации Основные эксплуатанты Breguet Aviation Годы производства 1909—1919 Единиц произведено ~100
|