![](http://1image.do.am/_ph/2/2/942980584.jpg)
Bell V-22 Osprey — конвертоплан, сочетающий отдельные возможности самолёта и вертолёта. Разрабатывался в США более 30 лет компаниями Boeing и Bell. Находится на вооружении Корпуса морской пехоты США и ВМС США. Летательный аппарат оснащён двумя двигателями Allison T406, расположенными на концах крыла в гондолах, которые могут поворачиваться почти на 98 градусов. Винты с тремя трапециевидными лопастями связаны между собой синхронизирующим валом, который проходит внутри крыла. Данный вал также обеспечивает возможность посадки летательного аппарата на одном двигателе. С целью уменьшения массы конструкции около 70% (5700 кг) аппарата произведено из композитных материалов на основе угле- и стеклопластиков с эпоксидным связующим, что делает его на четверть легче металлического аналога. Производство Лётные испытания новой машины начались 19 марта 1989 года. Уже в сентябре «Оспри» с успехом продемонстрировал превращения из вертолёта в самолёт во время полёта. Однако в 1990 году финансирование программы было практически прекращено. Было принято решение оснастить этими машинами только Корпус морской пехоты США, но и здесь первоначальный заказ в середине 1992 года сократили до 300 машин. ВМС заключили контракт на приобретение четырёх V-22 и модернизацию двух уже существующих прототипов, которые предполагалось сделать более лёгкими и дешёвыми. Цена одного аппарата, составляющая $71 млн, в дальнейшем должна, как надеются производители, снизиться до $58 млн.
Единственный серийно выпускаемый конвертоплан.
В 2008 году Пентагон заключил контракт на поставку 167 конвертопланов V-22 Osprey на общую сумму $10,4 млрд долларов. ![](http://1image.do.am/_ph/2/2/322787579.jpg)
Применение В апреле 2011 года шесть конвертопланов из состава 226-й эскадрильи средних конвертопланов 26-го экспедиционного отряда корпуса Морской пехоты США перелетели с британской военной базы Кэмп-Бастион в Афганистане на универсальный десантный корабль "Кирсардж" в греческом заливе Суда. Расстояние полета составило 4,5 тысячи километров. В полете было совершено две дозаправки с самолетов-заправщиков KC-130J Super Hercules. Это стало первым межконтинентальным перелетом для конвертопланов. 3 мая 2011 года на борту V-22 Osprey было перевезено тело убитого в ходе тайной спецоперации Усамы бен Ладена из Авиабазы Баграм на борт авианосца "Карл Винсон", где оно было сброшено в море.
![](http://1image.do.am/_ph/2/2/865557580.jpg)
Технические характеристики
MV-22 Osprey в сложенном состоянии Экипаж: 2+1 человек Пассажировместимость: 24 десантника Габариты Длина фюзеляжа: 17,48 м Размах крыла по концам лопастей винтов: 25,78 м Длина при сложенных лопастях: 19,23 м Ширина при сложенных лопастях: 5,64 м Высота по килям: 5,38 м при двигателях, установленных вертикально вверх: 6,74 м при сложенных лопастях: 5,51 м Площадь крыла: 28 м² Массы Масса пустого: 15 000 кг Масса снаряжённого: 21 500 кг Максимальная взлётная масса: 27 443 кг при вертикальном взлёте: 23 859 кг при взлёте с коротким разбегом: 25 855 кг Масса полезной нагрузки: 5 445 кг (при вертикальном взлёте) Масса груза на внешней подвеске: при использовании одного крюка: 4 536 кг при использовании двух крюков: 6 147 кг Объём топливных баков: MV-22: 6 513 л CV-22: 7 710 л подвесных топливных баков: 3× 1 628 л Грузовая кабина Длина: 6,34 м Ширина: 1,74 м Высота: 1,67 м Двигатели: 2× Allison T406-AD-400/2 (Rolls Royce AE1107C) Мощность: 2× 4586 кВт (6150 л.с.) Количество лопастей ротора: 3 шт. Диаметр ротора: 11,38 м Площадь ометаемой поверхности: 212 м²
Лётные характеристики Максимальная скорость: в самолётном режиме: 463 км/ч в вертолётном режиме: 185 км/ч Крейсерская скорость: 396 км/ч (на уровне моря) Боевой радиус: 690 км Радиус действия при десантной загрузке: 722 км Практическая дальность: 1 627 км (без дозаправки) при вертикальном взлёте: 2 225 км при взлёте с коротким разбегом: 3 340 км Перегоночная дальность: 3 892 км (с дозаправкой) Практический потолок: 7 620 м с одним двигателем: 3 139 м Скороподъёмность: номинальная: 5,5 м/с максимальная: 11,78 м/с Нагрузка на роторы: 102,23 кг/м² Тяговооружённость: 427 Вт/кг Максимальная эксплуатационная перегрузка: +4/−1 g
Тип транспортный СВВП Производитель Bell Helicopter Textron, Boeing Helicopters Первый полёт 19 марта 1989 Начало эксплуатации 8 декабря 2005 Основные эксплуатанты Корпус морской пехоты США ВВС США Стоимость программы разработки 50,5 млрд $ (2005) Стоимость единицы 70 млн $ (2007) Базовая модель Bell XV-15
|