![](http://1image.do.am/_ph/2/2/828725107.jpg)
Avia S-199 — одномоторный поршневой истребитель-низкоплан, стоявший на вооружении ВВС Чехословакии и Израиля после Второй мировой войны. Использовался в качестве истребителя, истребителя-бомбардировщика, самолёта-разведчика.
Является послевоенной модификаций «Мессершмитта» Bf.109 разработанной в Чехословакии. Производился компанией Avia.
На завершающей стадии Второй мировой войны на заводе фирмы «Avia» в Праге-Чаковице для нужд ВВС Германии была налажена сборка истребителей Messerschmitt Bf.109G-6 и Bf.109G-14, а также двухместных УТС Bf.109G-12 из компонентов, поставляемых германскими заводами. Оставшийся поле войны большой задел запчастей не включал главного двигателей. Основной причиной стал мощный взрыв, произошедший на заводах по рафинированию сахара в Красна Бреста в сентябре 1945 г. были уничтожены находившиеся поблизости склады боеприпасов, на которых хранились и практически все имевшиеся в Чехословакии моторы Daimler-Benz DB605. В итоге было принято решение оснастить самолёт двигателем «Юмо 211» серий F и 0 которых в Чехословакии осталось довольно много. Однако он не очень подходил для установки на истребители поскольку первоначально предназначался только для бомбардировщиков. Они были менее мощные и более тяжелые, чем «родные» моторы. Кроме того, на не предусматривалась и установка синхронизаторов. Пришлось провести очень большой объем работ по доработке планера и по созданию нового воздушного винта. Первая машина взлетела 25 апреля 1947 года с аэродрома Прага-Каковице, пилот — Питер Сироки. Вскоре началось серийное производство истребителя.
От оригинального «Мессершмитта» данный самолет отличался капотом двигателя, воздушным винтом коком и многими другими агрегатами. Изменился и состав вооружения — на S-199 стояли 2 синхронных пулемета MG 131 калибра 13 мм, а в крыле могли монтироваться еще два 7.92-мм пулемета или под ним в специальных гондолах — две пушки MG 151 калибра 20 мм. ![](http://1image.do.am/_ph/2/2/778683143.jpg)
Чехословацкий самолёт по всем статьям проигрывал своему немецкому пращуру. Максимальная скорость S-199 упала с 630 км/ч до 540, потолок — с 11000 м до 9000. Но что хуже всего изменилась центровка самолёта, а это значительно усложнило пилотирование, особенно — на взлете и посадке. Как оказалось впоследствии, S-199 имели ещё один серьёзный врожденный порок. Размещенные под капотом двигателя пулеметы не всегда синхронизировались с винтом, что приводило к катастрофам.
Всего заводы «Авиа» и «Аэро» выпустили 450 одноместных S-199 и 82 двухместных CS-199 (из них 24 переоборудованы из одноместных истребителей).
25 самолетов S.199 в 1948 году закупил Израиль. Первый воздушный бой израильский истребитель S.199 провел 29 мая 1948 года. Тип учебный, истребитель, бомбардировщик Производитель Avia Начало эксплуатации 1946 Конец эксплуатации 1951 Основные эксплуатанты ВВС Чехословакии ВВС Израиля Годы производства 1946 - 1950 Единиц произведено ~550 Базовая модель Messerschmitt Bf.109
|