Со времен Первой Мировой и Гражданской войн у Литвы осталось небольшое количество иностранных самолётов различного назначения, которые и составили основу литовских ВВС на начальном этапе становления. Большей частью это были немецкие машины, но встречались также английские и французские самолёты. Для своего времени это были прекрасные самолёты, однако на их обслуживание уходили немалые средства и, кроме того, вскоре начала ощущаться нехватка запчастей. Старые самолёты стали постепенно переводить на второстепенные роли, однако на их место надо было найти равноценную замену. Помимо закупок техники за рубежом литовские ВВС инициировали разработку самолётов собственной конструкции. Единственной фирмой, занимавшейся постройкой самолётов в Литве, была ANBO, главным конструктором которой был Антанас Густайтис. В 1929 г., параллельно с работами по самолётам ANBO-III и ANBO-IV, был спроектирован ещё один многоцелевой (учебный) самолёт ANBO-V. Работы над ним имели более высокий приоритет, поэтому Густайтису пришлось на некоторое время отложить другие проекты и заняться только ANBO-V.
Первый прототип учебного биплана ANBO-V поднялся в воздух 19 мая 1931 г. Самолёт оснащался рядным двигателем Walter "Vega” I, но на четырех серийных экземплярах устанавливались более мощные моторы Walter "Venus” и AS "Genet Major” (110 л.с.).
В 1936 г. самолёт прошел модернизацию, получив новый двигатель AS "Genet Major” IV и некоторые улучшения в конструкции. Под обозначением ANBO-51 эта модификация выпускалась небольшой серией в 1936-1938 гг. За это время было построено всего 10 машин, поступивших на вооружение ВВС Литвы в качестве учебных самолётов. До 1940 г. они находились в авиашколе, но с включением страны в состав СССР все ANBO-V\51 были вскоре списаны как устаревшие.
|