Работа над созданием Ту-14 (первоначально, проект «73») была начата в ОКБ Туполева в январе 1947 года.
К концу декабря того же года опытный образец уже выполнил первый полёт.
На этом самолёте впервые в мире было установлено три турбореактивных двигателя — два основных (Nene-1) и один вспомогательный (Dervent-V).
Двигатели были произведены в Великобритании фирмой «Роллс-Ройс». Чуть позже, советская промышленность освоила на основе упомянутых английских двигателей выпуск аналогичных силовых установок — РД-45 и РД-500.
Таким, образом, следующая опытная модификация Ту-14 (самолёт «78») комплектовалась уже отечественными двигателями. Результаты государственных испытаний этих модификаций самолёта оказались не очень успешными и ОКБ Туполева приступило к дальнейшей модернизации проекта.
В ходе работ над Ту-14 было принято решение о снятии третьего вспомогательного двигателя (на его месте была оборудована ещё одна гермокабина) и замене основных двигателей новыми — ВК-1, разработанными в КБ В. Я. Климова. К началу 1951 года завершились государственные испытания новой машины, которые были, в целом, успешными и самолёт был принят на вооружение.
Интересно, что разработка Ту-14 шла в условиях жёсткой конкуренции с ОКБ Ильюшина, спроектировавшим в то время на общественных началах самолёт Ил-28, превосходивший Ту-14 по некоторым своим характеристикам. Итогом этого, изобиловавшего интригами, противостояния стало принятие на вооружение обоих самолётов. Впрочем, «сухопутная» авиация от него отказалась в пользу Ил-28, и машина летала только у «моряков», в качестве базового торпедоносца и разведчика. Построено всего 89 серийных самолётов на заводе № 39.
Эксплуатировались самолёты Ту-14 вплоть до 1957 года, когда было принято решение о переводе их в резерв. Однако двигатель ВК-1 оказался востребованным ещё не одно десятилетие, но уже для наземного использования. С помощью ВК-1 аэродромные службы обдували полосу, применяли для удаления льда с ВПП и рулёжных дорожек. В настоящие время этот авиадвигатель ещё можно встретить в некоторых аэропортах России.
Конструкция
Самолёт Ту-14Т имеет фюзеляж типа полумонокок, с двумя гермокабинами для экипажа и оборудования. Крылья — трапециевидные, кессонной конструкции, оснащённое четёрёхсекционными взлётно-посадочными щитками. Шасси трёхточечное с убирающимся назад по полёту колёсами и дополнительной хвостовой предохранительной опорой.
Для уменьшения расстояния посадочного пробега самолёт оборудован ленточным тормозным парашютом.
Двигатель ВК-1 является дальнейшей модернизацией разработанного на основе английских силовых установок двигателя РД-45Ф. ВК-1 — первый советский крупносерийный турбореактивный двигатель, выпускаемый заводом «Салют». По конструкции ВК-1 представляет собой одновальный турбореактивный двигатель с одноступенчатым центробежным двухсторонним компрессором, девятью индивидуальными трубчатыми камерами сгорания и одноступенчатой турбиной.
Самолёт Ту-14 имеет развитую и чрезвычайно энергоёмкую противообледенительную систему, аппаратуру для посадки по приборам, систему опознавания, сравнительно мощный для своего времени комплекс пилотажно-навигационного оборудования.
Для аварийного покидания самолёта предусмотрены катапультируемые кресла экипажа. Причём лётчик катапультировался вверх, а штурман и стрелок-радист — вниз.
Модификации
Ту-14 «73» — первый опытный самолёт с тремя ТРД производства фирмы «Роллс-Ройс»; Ту-14 «73Р» («74») — разведывательная модификация самолёта проекта «73»; Ту-14 «78» — модификация проекта «73», оснащённая тремя ТРД отечественного производства; Ту-14Т («81») — бомбардировщик-топедоносец (основная пошедшая в серию модификация), оснащался двумя двигателями ВК-1; Ту-14Р («89») — разведывательный самолёт.
Описание Назначение бомбардировщик-торпедоносец Экипаж, чел. 3 Первый полёт 1947 Начало эксплуатации 1951 Производитель Завод № 39 Размеры Длина 21,95 м Размах крыльев 21,67 м Высота 5,69 м Площадь крыльев 67,36 м² Масса Пустой 14930 кг Снаряжённый 20930 кг Макс. взлётная 25930 кг Силовая установка Двигатели ТРД ВК-1 Тяга (мощность) 2×2700 Характеристики Макс. скорость 845 км/ч Боевой радиус 1200 км Дальность полёта 2930 км Практический потолок 11300 м Вооружение 4 пушки НР-23 — две в носу фюзеляжа под передней кабиной и две пушки в кормовой установке КДУ-81. Бомбовая нагрузка — до 3000 кг.
|