Ту-124 (по кодификации НАТО: Cookpot — «Кастрюля») — советский пассажирский самолёт для авиалиний малой протяжённости, вмещающий до 56 пассажиров. Ту-124 фактически является уменьшенной копией ранее разработанного Ту-104, и оба типа схожи внешне, но различаются размером, а также конструктивным исполнением некоторых агрегатов. На Ту-124 впервые в мире для пассажирских самолетов применены турбовентиляторные двигатели, отличающиеся от ранее применявшихся ТРД повышенной экономичностью. Данный самолёт был разработан с целью заменить стареющий Ил-14 на местных маршрутах, но был быстро заменен в серийном производстве более удачной глубокой модификацией Ту-134 (первоначальное наименование — Ту-124А), со сниженным шумом в пассажирском салоне благодаря переносу двигателей из корня крыла на хвостовую часть фюзеляжа.
Конструкция
Ту-124 построен по аэродинамической схеме двухмоторного низкоплана, с турбовентиляторными двигателями, расположенными в корне крыла, со стреловидными крылом и однокилевым оперением.
Отличительные особенности
Первый в мире пассажирский самолёт с турбовентиляторными двигателями (Д-20П). Все предыдущие пассажирские реактивные самолёты (разработанные как в СССР, так и в других странах) оснащались турбореактивными двигателями. Самолёт с тормозным щитком под центропланом.
Варианты Ту-124, Ту-124В — базовый вариант. Ту-124А — прототип Ту-134 Ту-124Б — три опытных самолета с двигателями Д-20П-125, выпущены в 1963 г. Ту-124К — салонный вариант на 36 пассажиров, для особо важных персон. Использовались войсками Ирака и Китая, а также индийскими ВВС. Ту-124К2 — салонный вариант на 22 пассажира. Ту-124Ш1, Ту-124Ш2 — военные варианты, использовались для обучения воздушной навигации (штурманской подготовки).
Эксплуатация
Всего в 1960-65 годах на Харьковском авиазаводе было произведено 165 самолетов типа Ту-124. Помимо советского «Аэрофлота» они поставлялись в страны СЭВ Чехословакию и ГДР, а также в Ирак. В Индии и Китае летали только военные модификации Ту-124.
На судьбу Ту-124 решающее влияние оказало указание руководителя СССР Н.С. Хрущева по переносу двигателей на хвостовую часть самолета, как у увиденной им французской "Каравеллы". В результате развернувшееся было крупносерийное производство самолета было прекращено в пользу его глубокой модификации Ту-134. Построенные машины много и интенсивно летали в "Аэрофлоте" и зарубежных авиакомпаниях, а также в интересах силовых ведомств разных стран. Всего на самолетах Ту-124 было перевезено 6,5 млн пассажиров. Вывод из состава Аэрофлота самолетов типа Ту-124 начался в 1978-1979 годах. В частности с 1978 года многие авиаремонтные заводы МГА СССР прекратили обслуживание самолетов данного типа. Последние 12 машин были выведены из эксплуатации Аэрофлота 21 января 1980 года, однако ещё некоторое время, (до начала 1990-х), использовался в ВВС СССР и Ирака. Замечание (Станислав Симулкин). Я "припоминаю", что в расписании аэропортов Москвы, то ли в 1987, то ли в 1988 году, был рейс куда-то с Среднюю Азию (из какого аэропорта уже не помню) и я обратил на него внимание именно из-за того, что значился ТУ-124 (на фоне "свистков" - ТУ-134, "тушек" - ТУ-154 и "новомодных" ЯК-42). Ту-124 Назначение: пассажирский Первый полёт: 29.03.60 Начало эксплуатации: 1962 Конец эксплуатации: 1980 Аэрофлот, 1991 ВС СССР Всего построено: 165 Производитель: ХАЗ Характеристики Экипаж: 4 чел Количество пассажиров: 56 чел Максимальная скорость: 907 км/ч Дальность полёта: 2 100 км Практический потолок: 11 600 м Размеры Длина: 30,58 м Высота: 8,08 м Масса Пустой: 22,500 т Снаряжённый: 30,000 т Макс. взлётная: 38,000 т Силовая установка Двигатели: два Турбореактивных двухконтурных, двухвальных двигателя Соловьёв Д-20П Тяга (мощность): 2 × 52,9 кН
|