H-5 — американский четырёхместный многоцелевой вертолёт, модернизация R-4, улучшенная грузоподъёмность, повышенная надёжность, скорость и потолок. S-51 - гражданская модификация вертолёта. Построен фирмой «Sikorsky Aero Engineering Corporation». H-5/S-51 впервые взлетел 16 февраля 1946 года. Этот вертолёт был впервые оснащён автопилотом, который значительно облегчил управление. Всего было построено 379 вертолётов H-5/S-51. Машина широко использовалась в вооруженных силах США и ряда других государств.
Разработка. Конструкция вертолёта.
Вертолет H-5 (внутреннее обозначение разработчика R-5) был разработан как машина с улучшенными характеристиками (грузоподъемность,скорость,потолок) для замены Sikorsky R-4. Был увеличен диаметр несущего винта, удлинён фюзеляж, кресла пилота и пассажира располагались тандемом. Был установлен более мощный двигатель мощностью 450 л.с. Первый полёт выполнен в августе 1943. Армия США заказала 26 машин для испытаний (под обозначением YR-5A), первые поставки начались в феврале 1945. Затем последовал заказ на сто вертолетов (модифицированных для перевозки раненых на носилках), из них было выпущено и поставлено 34 машины.
Через год, в феврале 1946, совершил первый полёт модифицированный вариант YR-5A, или S-51 с улучшенными характеристиками. Кабина была увеличена и вмещала пилота и трех пассажиров. Одиннадцать этих машин (обозначение R-5F) были закуплены ВВС США, девяносто- флотом (обозначение HO3S-1). Вертолеты эксплуатировались в военных ведомствах США до 1957. В 1946 лицензионный вариант вертолета под обозначением S-51 Dragonfly, оснащенный двигателем Alvis Leonides, начал выпускаться в Великобритании, произведено 133 машины.
Технические характеристики Экипаж: 1 пилот Пассажировместимость: 3 пассажира Длина: 17,39 м Диаметр несущего винта: 14,63 м Диаметр рулевого винта: 2,565 м Высота: 3,86 м Площадь, ометаемая несущим винтом: 168,2 м² Профиль крыла: NACA.0012 (лопасть несущего винта) База шасси: 3,07 м Колея шасси: 3,66 м Масса пустого: 1 718 кг Масса снаряжённого: 1 853 кг Максимальная взлётная масса: 2 261 кг Объём топливных баков: 378,5 л Масса топлива во внутренних баках: 272,2 кг Силовая установка: 1 × поршневый Pratt & Whitney R-985-AN-5 Мощность двигателей: 1 × 450 л.с. (1 × 331 кВт (взлётная))
Лётные характеристики Максимальная скорость: у земли: 167 км/ч на высоте 1 143 м: 174 км/ч Крейсерская скорость: 130 км/ч Практическая дальность: 441 км (с полным запасом топлива и 2 пассажирами) Перегоночная дальность: 674 км (с дополнительным баком со 136 кг топлива и без пассажиров) Практический потолок: 4 511 м Статический потолок: 1 615 м Скороподъёмность: 6,3 м/с Нагрузка на диск: 13,43 кг/м² (при максимальной взлётной массе) Тяговооружённость: 146 Вт/кг (при максимальной взлётной массе)
|