Пясецкий H-21 «Уорк Хорс»/«Шауни» (англ. Piasecki H-21 Work Horse/Shawnee) — американский военно-транспортный вертолёт, использовавшийся вооружёнными силами США и ряда других стран в 1950—1960-х годах.
История
В 1940-е годы фирма «Пясецкий Геликоптер» разработала несколько вертолётов с продольной схемой расположения винтов, последним из которых стал H-21, заказанный ВВС США в 1949 году. Прототип XH-21 (внутрифирменное обозначение Пясецкий Модель 44) впервые поднялся в воздух 11 апреля 1952 года, первый серийный вертолёт взлетел в октябре 1953 года. Как и предыдущие машины фирмы, H-21 за характерную форму фюзеляжа получил прозвище «летающий банан». Он состоял на вооружении не только ВВС, но и Армии и Береговой охраны США. Всего было произведено 707 вертолётов этого типа, из них 150 поставлено на экспорт.
23—24 августа 1957 года один H-21C выполнил первый беспосадочный трансконтинентальный перелёт вертолёта через территорию США. Полёт из Сан-Диего в Вашингтон длился 31 час 40 минут и проходил с четырьмя дозаправками топливом.
Применялся во время Вьетнамской войны (с 1962 г. был заменён вертолётами Хьюи). Боевое применение
С лета 1956 года французские H-21 применялись в Алжирской войне. В основном они использовались для транспортировки войск, хотя имела место неудачная попытка превратить H-21 в вертолёт огневой поддержки. Обычно французские машины вооружались 12,7-мм пулемётом или 20-мм пушкой, устанавливавшимися в дверях.
H-21 были первыми американскими вертолётами, направленными в Южный Вьетнам. В декабре 1961 года в страну прибыли две вертолётные роты, сразу же задействованные для переброски южновьетнамских войск. Боевое применение показало, что H-21 обладали недостаточной манёвренностью и живучестью. Тем не менее, поначалу аэромобильные операции проходили успешно, поскольку партизаны НФОЮВ не были знакомы с вертолётами и тактикой их применения, и, соответственно, не могли адекватно противодействовать им. «Чёрным днём» для американских вертолётчиков стало 2 января 1963 года, когда во время сражения при Ап-Бак были подбиты и совершили вынужденную посадку сразу четыре CH-21 (возможно, позднее они были возвращены в строй). Постепенно «Шауни» заменялись более современными UH-1, и к моменту ввода в Южный Вьетнам американских наземных войск эксплуатация CH-21 практически завершилась. Варианты
XH-21 — обозначение ВВС для первого прототипа. YH-21 — обозначение ВВС для 18 предсерийных вертолётов. H-21A «Уорк Хорс» (с 1962 года — CH-21A) — первая серийная модификация. Построено 38 машин. H-21B (с 1962 года — CH-21B) — модификация с более мощным двигателем, автопилотом и некоторыми другими изменениями. Построено 163 машины. SH-21B (с 1962 года — HH-21B) — поисково-спасательный вариант. H-21C «Шауни» (с 1962 года — CH-21C) — самая массовая модификация для Армии США, построено 334 машины. H-21D — обозначение двух машин, на которые были установлены газотурбинные двигатели T-58-GE. Модель 42A — восемь машин Королевских ВВС Канады, переоборудованных для гражданского использования. Могли перевозить до 19 пассажиров или до 1279 кг груза (либо 2268 кг на внешней подвеске). Модель 44A — коммерческий вариант H-21B, рассчитанный на перевозку 19 пассажиров. Модель 44B — коммерческий вариант H-21B, рассчитанный на перевозку 15 пассажиров и дополнительного груза. Модель 44C — коммерческий вариант H-21B, рассчитанный на перевозку 8 пассажиров. HKP-1 — обозначение машин в Вооружённых силах Швеции.
Лётно-технические характеристики Приведены данные варианта CH-21B. Экипаж: 2 человека Диаметр несущего винта: 13,41 м Длина: 26,31 м Длина фюзеляжа: 16,03 м Высота: 4,7 м Масса пустого: 3629 кг Масса максимальная взлетная: 6668 кг Двигатели: Wright R-1820-103 Cyclon (2×1063 кВт) Максимальная скорость: 211 км/ч Практическая дальность полёта: 644 км Практический потолок: 2360 м Нагрузка: 20 снаряжённых солдат или 12 носилок и 2 санитара Вооружение: 7,62-мм или 12,7-мм пулемёт в дверях
|