Ми-4 (по классификации НАТО: Hound — «Гончая») — многоцелевой советский вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля в начале 1950-х годов.
История
Разработка вертолёта среднего класса Ми-4 началась в сентябре 1951 года. Разрабатывая Ми-4, ОКБ Миля преследовало цель ликвидировать отставание в разработке вертолётов среднего класса: известно, что США активно использовали вертолёты, в частности «Чикасо», в ходе войны в Корее. Несмотря на сходную компоновку с Н-19 (S-55), новый советский вертолёт существенно отличался от американского, в первую очередь — намного большими размерами и массой. Разработка была выполнена в очень короткий срок: уже в апреле 1952 года начались первые испытания вертолёта на привязи. Первый полёт на Ми-4 выполнил лётчик-испытатель В. В. Винницкий 3 июня 1952 года. В декабре того же года начался серийный выпуск вертолёта на Саратовском авиационном заводе. С 1953 года вертолёт Ми-4 также выпускался на Казанском вертолётном заводе, который являлся головным по этой теме вплоть до снятия вертолёта с производства в 1966 году.
Вертолёты Ми-4 первых серий эксплуатировались в ВВС с 1953 года. Примерно в то же время началась эксплуатация вертолётов в гражданской авиации СССР, где Ми-4 вскоре стал самым распространённым типом вертолёта наряду с Ми-1.
Широко использовался для гражданских перевозок, в народном хозяйстве и Вооружённых Силах вплоть до появления Ми-8. Применялся в качестве пассажирского, санитарного, для тушения лесных пожаров, для работы в Арктике и Антарктике. На Ми-4 установлено 7 мировых рекордов. На всемирной выставке в Брюсселе вертолёт был награждён золотой медалью. Поставлялся на экспорт в 30 стран мира. По лицензии было произведено более 500 штук в Китае (под индексом Z-5 («Чжи-5»)).
Отдельные экземпляры Ми-4 эксплуатировались до 1980-х годов. Решение о списании всех находившихся в эксплуатации вертолётов Ми-4 в СССР было принято по результатам расследования аварии Ми-4А, произошедшей 2 февраля 1988 года в Читинской области.
Модификации
Ми-4 — базовая модификация. Ми-4П- противолодочный на балоннетах. Ми-4М — противолодочный вариант вертолёта Ми-4, поступил на вооружение в 1956 году. Впоследствии выпускались его модификации с учетом изменения в конструкции и некоторым усовершенствованием противолодочного оборудования: Ми-4АМ, Ми-4ВМ. Ми-4Л — шестиместная транспортная модификация. Ми-4A — вооружённо-транспортная модификация. Ми-4С — сельскохозяйственный вариант, использовался и для тушения пожаров. Харбин Z-5 — китайская базовая модификация. Сюаньфэн — китайская транспортная модификация.
ЛТХ: Модификация Ми-4А Диаметр главного винта, м 21.00 Длина,м 26.80 Высота ,м 4.40 Ширина, м 2.00 Масса, кг пустого 5100 нормальная взлетная 7150 максимальная взлетная 7550 Топливо, л внутренние 600 (800) с дополнительным баком 914 (1200) Тип двигателя 1 ПД Швецов АШ-82В Мощность, кВт 1 х 1250 Максимальная скорость, км/ч 185 Крейсерская скорость, км/ч 140 Дальность действия, км при номинальном топливе 410 с максимальным запасом топлива 500 с 1 ПТБ 660 Максимальная скороподъемность, м/мин 336 Практический потолок, м 5500 Статический потолок, м 2000 Экипаж, чел 1-2 Полезная нагрузка: 12-16 солдат или 8 больных на носилках (санитарный вариант) + 1 сопровождающий или 1200 кг груза (максимально - 1600 кг)
|