Ка-26 (по кодификации НАТО: Hoodlum — «Хулиган») — многоцелевой вертолет, разработанный в ОКБ Камова. Серийное производство велось на авиационном заводе в Улан-Удэ и авиационном заводе в Кумертау. Всего было построено 816 вертолетов, в том числе 257 поставлено в 14 стран мира.
Вертолет в основном применялся в гражданских целях, однако, также использовался в ВВС Румынии и Венгрии, полиции ГДР и ФРГ.
Дальнейшее конструктивное развитие — вертолет Ка-126 с одним газотурбинным двигателем и вертолет Ка-226 с двумя газотурбинными двигателями.
История создания
Начало 1960-х годов — перед ОКБ Н.И. Камова поставлена задача создания сельскохозяйственного вертолета, способного использовать различные комплекты оборудования. Работы по проектированию и изготовлению возглавлял заместитель главного конструктора — М.А. Купфер. 1965 год — изготовлен первый прототип вертолета. 24 мая 1965 года — летчик-испытатель В.И. Громов выполнил первое висение. 18 августа 1965 года — первый полет по кругу. 1966 год — начало государственных испытаний. На международной выставке сельскохозяйственных машин и оборудования Ка-26 удостоен золотой медали. 1967 год — демонстрация на авиасалоне в Ле-Бурже. Ка-26 успешно прошел испытания и был сертифицирован по американским нормам летной годности FAR-29 (первый из отечественных вертолетов). 1969 год — организовано серийное производство.
Конструкция
Вертолет двухвинтовой соосной схемы (традиционная схема для вертолётов ОКБ Камова) с двумя ПД и четырехопорным шасси.
Построен по схеме «летающего шасси»: за кабиной пилотов могли устанавливаться (в зависимости от нужной задачи) различные типы подвески: пассажирская/грузовая кабина, баки и распылители для авиационных химических работ, подъёмная лебёдка, и т. д. (бригада из 3 человек за 1,5-2 часа способна переоборудовать вертолет из одного варианта в другой.)
Двигатель
Вертолет оснащён двумя поршневыми 9-цилиндровыми звездообразными двигателями с воздушным охлаждением М-14В26 Веденеева разработанными "ОКБ Моторостроения", город Воронеж, расположенных в мотогондолах по бокам фюзеляжа. Главный редуктор также разработан "ОКБ Моторостроения", город Воронеж. Главный редуктор серийно производился "ОКБ Моторостроения", сейчас осуществляется авторское сопроводение ремонта и непосредственно ремонт.
Несущие винты
Трехлопастные, соосные, противоположного вращения, с шарнирным креплением лопастей, установлены друг от друга на расстоянии 1.17м. Лопасти изготовлены - впервые в практике мирового вертолетостроения - из стеклопластика на основе стеклоткани и эпоксидно-фенольного связующего (были разработаны специально для Ка-26, имеют практически неограниченный ресурс). Лонжерон полый, переменного сечения, к нему приклеены легкие хвостовые секции и присоединены на болтах стальной узел крепления лопасти. Носок лопасти защищен светоизносостойким резиновым покрытием, внутри носка расположен противовес. Внутри противовеса расположены трубки противообледенительной системы, по которым на носки лопастей подавалась жидкость из бака, располагавшегося в отсеке в задней части центральной секции фюзеляжа между корневыми частями хвостовых балок.
Фюзеляж
Представлен в виде "летающего шасси" с центральным отсеком - платформой прямоугольной формы, к которому спереди крепится кабина экипажа, а сзади две хвостовые балки, несущие горизонтальное оперение. Сверху центрального отсека установлен главный редуктор с несущей системой, а по бокам две гондолы с двигателями М-14В26.
Кабина
Кабина для экипажа двухместная, с хорошим обзором и сдвижными дверьми, имеет большую площадь остекления, в сельхоз. варианте оборудована системой очистки воздуха с центробежным сепаратором-нагнетателем, создающим в кабине избыточное давление, и фильтром поглотителем. Лобовые стекла оборудованы стеклоочистителями и противообледенительной системой. В кабине предусматривается установка второго комплекта управления. За сиденьями экипажа размещаются отсеки радиоэлектронного и приборного оборудования с большими люками для обслуживания.
Топливная система Имеет 3 топливных бака (2 передних, 1 задний) с общей емкостью 620 л., дополнительно возможна установка двух баков емкостью по 160 л. по бокам грузопассажирской кабины.
Варианты изготовления
Вертолет Ка-26 производился в следующих вариантах: сельскохозяйственный (без грузопассажирской кабины, с баками или бункерами для разбрызгивания и распыления химикатов полосой шириной 20-60 м при скорости полета 30-130 км/ч); транспортный (с грузопассажирской кабиной для перевозки 6 пассажиров или грузов массой 900 кг или с грузовой платформой вместо кабины); санитарный (для перевозки двух больных на носилках и двух - на сиденьях с сопровождающим медработником и оборудованием); лесопатрульный (для патрулирования лесных массивов и спасательных работ при пожарах; снабжен электрической лебедкой ЛПГ-150 грузоподъемностью 150 кг с тросом длиной 40 м и крюком); летающий кран (для монтажных работ и транспортировки грузов массой 900 кг на внешней подвеске, когда грузы из-за габаритов не размещаются на грузовой платформе); корабельный спасательный (с электролебедкой ЛПГ-150-M3, с системой подъема пострадавших, спасательной лодкой ЛАС-5М3 с радиостанцией «Коралл» и телевизионной камерой, аварийными баллонетами для посадки на воду); патрульный (для Госавтоинспекции, с громкоговорителями, электролебедками, грузовым крюком, может оснащаться телевизионной камерой и использоваться для съемок с воздуха). геологоразведочный с аппаратурой магнитной геологоразведки, расположенной в грузопассажирской кабине и кольцевой антенной,смонтированной вокруг фюзеляжа.
Все варианты кроме корабельного и геологоразведывательного могли быть переоборудованы один в другой бригадой из двух-трёх техников менее чем за рабочий день. Возможно также переоборудование корабельного варианта во все кроме геологоразведывательного. Ка-26сс экспериментальный образец для исследования струйной системы управления вертолетом и компенсации реактивного момента несущего винта известная как NOTAR.
Рекорды
На вертолете установлено 5 мировых рекордов, в том числе: рекорд высоты для вертолетов взлетной массой в классе 1750-3000кг — 5330м Рекорд скороподъемности: достижение высоты 3000м за 8 минут 51,2 сек.
Эксплуатация
Наиболее эффективное применение получил при выполнении авиационно-химических работ.
Широко использовался в народном хозяйстве СССР, многие машины находятся в эксплуатации и сейчас (2009). ЛТХ: Модификация Ка-26 Диаметр главного винта, м 13.00 Длина,м 7.75 Высота ,м 4.05 Масса, кг пустого максимальная взлетная 3250 Тип двигателя 2 ПД М-14В-26 Мощность, кВт 2 х 239 Максимальная скорость, км/ч 170 Крейсерская скорость, км/ч 135 Практическая дальность, км 520 Практический потолок, м 3000 Экипаж, чел 2 Полезная нагрузка: 6 пассажиров или 700 кг груза
|