Ка-15 (по кодификации НАТО: Hen — «Курица») — вертолет соосной схемы, разработанный в ОКБ Н.И.Камова. Первый вертолет ОКБ Камова, выпущенный большой серией. Первый полет на Ка-15 выполнил летчик-испытатель Дмитрий Ефремов, 14 апреля 1953 года.
Вертолет изначально разрабатывался для нужд морской авиации: как противолодочный вертолет, корабельный разведчик и связной. Испытания проводились НИИ-15 ВМФ на базе ОКБ-4 в Москве с 28 января по 12 февраля 1955 года. С 23 марта по 14 апреля того же года, испытания Ка-15 продолжили на кораблях ЧФ. Государственные испытания проходили в Феодосии с 15 апреля по 11 мая 1955 года. В 1956 году на авиационном заводе в Улан-Удэ начали серийное производство этих машин. Всего было построено 354 вертолета всех модификаций.
Начиная с 1957 года Ка-15 начали поступать в строевые соединения ВМФ. Из-за малой грузоподъемности, Ка-15 оказался неэффективен как противолодочный вертолет - мог брать на борт всего два гидроакустических буя для слежения за подводными лодками; при этом аппаратура управления находилась на втором вертолете, а средства уничтожения (глубинные бомбы) - на третьем. Помимо этого, эксплуатация Ка-15 на флоте сопровождалась многочисленными неполадками, указывающими на низкую надежность этой машины: флаттер несущего винта, колебания типа "Земной резонанс" во время руления и т. д. В июле 1960 года, один из Ка-15, принадлежащий 710-му Отдельному Вертолетному Авиаполку, разбился из-за схлестывания лопастей после взлета с аэродрома Новонежино; в ноябре, случай схлестывания повторился, но машину удалось посадить. Указанные два случая были не единственными. В мае 1963 года, полеты Ка-15 в ВМФ запретили.
В Аэрофлоте и в ДОСААФ, вертолеты находились в эксплуатации до начала 1970-х годов и применялись для подготовки курсантов наряду с Ми-1, для опыления посевов на сельскохозяйственных работах в регионах СССР с теплым климатом — в Молдавии и в Казахстане. Некоторое количество Ка-15 обслуживало рыболовецкие и китобойные флотилии, базируясь на борту рыболовецких судов. В этой роли Ка-15 имел преимущества перед Ми-1, благодаря меньшим размерам и отсутствию длинной хвостовой балки с рулевым винтом. В 1959 году, два вертолета Ка-15 были зачислены в состав Управления Полярной Авиации при ГУСМП, и получили регистрационные номера СССР-Н-26 и СССР-Н-27. Испытательные полеты выполнялись с борта ледокола "Ермак", во время его нахождения в Мурманске. Зимой 1959-1960 года, вертолеты участвовали в промысловой экспедиции в Арктике, базируясь на борту флагманской шхуны "Чистополь" (газета "Советская Россия" от 15.04.1960).
Имеются неподтвержденные официально сведения, что некоторое количество Ка-15 было отправлено во Вьетнам в период Вьетнамской войны: вертолеты, якобы, перевозили железнодорожным транспортом через территорию Китая.
Последние экземпляры Ка-15 и Ка-18 были списаны в Молдавском УГА, сразу же после поступления первых серийных вертолётов Ка-26.
На этих новых вертолётах был исправлен один из главных недостатков Ка-15: малое расстояние между верхним и нижним ротором, из-за чего лопасти иногда схлёстывались в полете. На опытных экземплярах расстояние между роторами было на 150 мм больше, чем на серийных; его пришлось уменьшить, чтобы решить проблему с флаттером несущего винта, и такая доработка позволила запустить машину в серию. Сами же лопасти были тонкими и очень гибкими (и хрупкими настолько, что по окончании летного дня их снимали со втулки, а перед новым полетом навешивали обратно — впрочем, эта процедура не была сложной и не занимала много времени). Пилоты, летавшие на Ка-15, отмечали, что полёт со скоростью более 100 км/ч становился опасным — лопасти верхнего и нижнего ротора сближались настолько, что между законцовками оставалось не более 10 см. Среди недостатков называлась малая мощность двигателя АИ-14 и чувствительность к «земному резонансу» — рулить по земле на Ка-15 можно было только по идеально ровной поверхности. В целом Ка-15 оценивался эксплуатантами как недостаточно надёжный и безопасный вертолёт, что и послужило причиной его быстрого «ухода со сцены» Назначение: Многоцелевой Первый полёт: 14 апреля 1953 Всего построено: 354 Производитель: Авиационный завод в Улан-Удэ Модификации: Ка-15М, УКа-15 Габариты Диаметр несущих винтов: 9,96 м Длина фюзеляжа: 6,26 м Ширина фюзеляжа: 2,85 м Высота: 3,35[1] м Основные массы Нормальная взлётная: 364 кг Максимальная грузоподъёмность: 1370 кг Силовая установка Количество, тип, марка: 1 х ПД АИ, 14В Мощность: 1 х 228 л.с. Лётно-технические характеристики Экипаж: 1 чел. Пассажиров: 1 чел. Максимальная скорость в горизонтальном полёте: 155 км/ч Дальность полёта практическая: 350 км Динамический потолок: 3500 м
|