Як-52 — спортивно-тренировочный самолёт, двухместный цельнометаллический моноплан с низкорасположенным свободнонесущим крылом. В СССР являлся одним из основных учебно-тренировочных самолётов для первоначальной подготовки лётного состава. Габариты, м: длина — 7,7 размах крыла — 9,5 площадь крыла, кв.м — 15 Вес, кг: пустого — 1000 нормальный взлётный — 1315 пилотажный взлётный — 1200 Скорость, км/ч: максимально допустимая — 470 максимальная горизонтального полёта — 285 Скорость сваливания (на режиме работы двигателя «Малый газ»), км/ч: в прямом полёте — 110 в перевёрнутом — 140 с выпущенными щитками — 100 Скороподъёмность у земли, м/с — 7,5 Дальность полёта, км — 500 Практический потолок, м — 6000 Макс. эксплуатационная перегрузка — 7 Продолжительность полёта, ч — 2,5 Разбег, м — 160 Пробег, м — 260
Модификации самолёта
Як-52 — базовый. Выпускался в 1979—1995 годах. Як-52Б (Як-54) — Лёгкий ударный самолёт. Отличался усиленным крылом. Вооружение состояло из 2 блоков НУРС УБ-32. Разработан в 1983 году под руководством А. А. Яковлева. Як-52М — модернизированный. Отличается двигателем М-14Х с трёхлопастным винтом MTV-8, доработанным крылом, новым фонарём, увеличенным до 250 л запасом топлива, составом оборудования, системой принудительного аварийного покидания СКС-84МЯ. С 2003 года переоборудуются ранее выпущенные Як-52 на Ивановском АРЗ № 308. Впервые продемонстрирован на МАКС-2003. Первый полёт 16 апреля 2004 года. Як-52W — экспортный для США и западной Европы. Отличается увеличенным в 2 раза запасом топлива, оборудованием для ночных полётов, гидравлическими тормозами, багажным отсеком в фюзеляже. «Кондор» — с двигателем Авко Лайкоминг AEIO-540 LI B5D. Отличается трёхлопастным винтом фирмы «Хофман» (диаметp 2,5 м), новым рулём направления. Разработан в Румынии в 1991 году. Як-53 — одноместный пилотажный самолёт. Разработан в 1981 году.
Як-52М
Самолет Як-52М является модернизацией самолёта Як-52 и отличается следующим:
заменено свыше 50 % бортового оборудования, что обеспечивает полёты днем в сложных и ночью в плохих метеоусловиях; установлен новый фонарь для обеспечения безопасного покидания с помощью системы спасения; установлена система спасения СКС-94МЯ, которая обеспечивает аварийное покидание самолёта членами экипажа; в конструкции крыла выполнены баки-кессоны, что позволило увеличить дальность полёта до 900 км; увеличена площадь руля направления; установлена шторка слепого полёта; установлен трехлопастной воздушный винт MTV-9; модернизировано крыло для обеспечения безопасного сваливания на нос.
Технические характеристики: Взлётный вес — 1 423 кг Мощность двигателя — 360 л.с Максимальная скорость — 360 км/ч Скорость сваливания — 110 км/ч Эксплуатационная перегрузка — +7/-5 g Максимальный запас топлива — 122 л Максимальная дальность полёта — 500 км Длина разбега/пробега — 180/300 м Ресурс — 3 000 ч Календарный срок эксплуатации — 30 лет
Як-52Б Як-52Б — лёгкий ударный самолёт, созданный ОКБ Яковлев на базе учебно-тренировочного самолёта Як-52. Опыт ведения военных действий в Афганистане указывал на необходимость использования в боевых операциях лёгких маневренных противопартизанских ударных самолётов. Одним из проектов создания такого самолёта стал яковлевский Як-52Б (планировалось в случае серийного производства присвоить ему обозначением Як-54). За основу был взят дешёвый и надёжный УТС Як-52. На самолёт установили два пилона с подвешенными блоками УБ-32. В связи с этим пришлось усилить крылья самолёта. Самолет прошёл заводские испытания, но в связи с тем что военные не выразили заинтересованности в самолёте, дальнейшие работы были остановлены. Единственный вариант самолёта был передан в авиамузей в Монино.
|