Разработка самолёта началась в середине семидесятых годов в связи с потребностью «Аэрофлота» в пассажирском самолёте средней дальности, который мог бы заменить самолёты Ильюшина Ил-18 и Туполева Ту-134. Было изготовлено три опытных образца: первый со стреловидностью крыла 11°, а два других со стреловидностью 23°. Последний вариант и был выбран для серийных самолётов, получивших обозначение Як-42. Этот вариант имел также полностью стреловидное хвостовое оперение и спаренные колёса на каждой опоре шасси.
Самолёт представляет собой цельнометаллический низкоплан с фюзеляжем полумонококовой конструкции, тремя двухконтурными турбореактивными двигателями, убирающимся трёхопорным шасси, консольным стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением с переставным стабилизатором.
Первый самолёт Як-42 поступил в авиакомпанию «Аэрофлот» в конце 1980 года. Катастрофа самолёта Як-42 с бортовым номером «СССР-42529», произошедшая 28 июня 1982, на два года прервала производство Як-42 (с 1982 по 1984). В 1988 начато серийное производство новой модификации с увеличенными дальностью и максимальным взлётным весом — Як-42Д. Самолёт экспортировался в Китай, на Кубу. Последний самолёт был поставлен заказчику в 2003-м году, но в цехах завода оставался ещё один экземпляр Як-42Д в стадии задела, остальные фюзеляжи порезаны на металлолом. Эксплуатационно-техническое сопровождение эксплуатирующихся самолётов Як-42Д практически прекращено, в связи с прекращением деятельности ЗАО «Саратовский авиационный завод».
Несмотря на чуть более высокий удельный расход топлива по сравнению с зарубежными аналогами — Боинг-737 и Аэробус A319, Як-42 продолжает оставаться рентабельным самолётом для авиакомпаний, которые его эксплуатируют по сегодняшнее время.
Состояние
С 1980 года было выпущено 183 самолёта (из них два для прочностных испытаний): 11 на Смоленском авиазаводе и 172 на Саратовском авиазаводе.
На сегодняшнее время износ российского авиапарка среди Як-42 составляет примерно 50 процентов, что гораздо лучше, чем у ряда других российских самолётов, выпущенных в СССР. Операторы
На декабрь 2011 года в эксплуатации состоят около 100 самолётов в 35 авиакомпаниях, в том числе: Кубань — 10 самолётов Тулпар-ЭЙР — 9 самолётов Газпромавиа — 8 самолётов Саратовские авиалинии — 7 самолётов Cubana — 6 самолётов Ижавиа — 5 самолётов Грозный - АВИА — 4 самолёта Татарстан — 3 самолёта Armavia — 1 самолёт Расход топлива
2300—3100 кг в час в зависимости от коммерческой загрузки (при крейсерском режиме полёта). Модификации
Як-42 — исходная модель. Як-42А — улучшенная версия Як-42Д. Як-42Д — улучшенный вариант Як-42. Як-42Д-100 — вариант Як-42 с западной авионикой (двигателями и бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) самолёта). Як-42М, или Як-142 Як-42Ф — модификация для аэрофотосъёмки, оснащен двумя большими подкрыльевыми контейнерами, в которых размещаются электрооптические датчики Як-142 — модификация с увеличенным весом брутто. Лётно-технические характеристики Характеристика Параметр Производился 1980−2010 Фирма-производитель Яковлев Тип Среднемагистральный, узкофюзеляжный Длина 36,38 м Высота хвоста 9,83 м Размах крыла 34,88 м Площадь крыла 150 м² Крейсерская скорость 0,75 M (810 км/ч) Дальность полёта 2900 км Высота полёта 9100 м Потребная длина ВПП 1800 м Длина пробега 1670 м Вес пустого 33 500 кг Взлётный вес максимальный 57 500 кг Экипаж 2 пилота и 1 бортмеханик Число пассажиров 120 Двигатели 3 Прогресс Д-36 Тяга двигателей 3×63,74 kН
|