Конкурс на создание нового УБС был объявлен в конце 1980-х годов. Новая машина должна была стать двухдвигательным универсальным самолётом для подготовки лётчиков, начиная от первоначального лётного обучения и заканчивая особенностями боевого применения, а также для поддержания лётных навыков в строевых частях.
ВВС выбрали два проекта — Як-130 и МиГ-АТ. Для разработки нового самолёта требовались большие средства, которых не имели ни разработчики, ни Министерство обороны России, поэтому самолёты проектировались совместно с иностранными фирмами — Як-130 с итальянской Aermacchi, а МиГ-АТ — с французскими компаниями. Из-за разногласий с итальянским партнёром совместная разработка Як-130 на завершающем этапе прекратилась. Компания Aermacchi получила всю конструкторскую и техническую документацию на планер самолёта, после чего выпустила собственный учебно-тренировочный самолёт — M-346.
Первый полёт опытный образец Як-130 совершил 25 апреля 1996 года под управлением лётчика-испытателя Андрея Синицына.
В феврале 2005 года на Як-130 совершил полёт действующий на тот момент главнокомандующий ВВС России Владимир Михайлов.
В декабре 2009 завершены ГСИ.
Задачи
В задачи самолёта входит обучение курсантов лётных училищ: взлёт-посадка, пилотирование, навигация, выполнение сложных манёвров, приобретение навыков действий на предельных режимах полёта, действий при отказах АТ и ошибках лётчика, выполнение полётов в сомкнутых боевых порядках днём и в условиях визуальной видимости, освоение систем вооружения и отработки основ боевого применения при действиях по наземным и воздушным целям, обучение навыкам выполнения наступательных и оборонительных манёвров, характерные для самолётов 4 и 5 поколений.
Особенности
Самолёт оборудован цифровой комплексной системой управления КСУ-130, выполняющей функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полёта и позволяющей, в учебных целях, репрограммировать характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа имитируемого самолёта. Позволяет готовить пилотов на самолёты 4 и 5 поколений (Су-30, МиГ-29, F-16 и F-15, Rafale и Eurofighter Typhoon, F-22, F-35, ПАК ФА). Самолёт имеет электронную индикацию, построенную на трёх жидкокристаллических МФЦИ (многофункциональных цифровых индикаторах) размером 15x20 см без электромеханических приборов.
Производство
Серийное производство Як-130 планировалось развернуть на двух заводах — в Нижнем Новгороде и Иркутске. На нижегородском заводе «Сокол» производство началось в конце 2008 года (поставки для ВВС России по заказу Министерства обороны), самолёт также будет производиться на Иркутском авиационном заводе (для экспортных поставок).
4 июня 2008 года президент корпорации «Иркут» Олег Демченко сообщил журналистам о том, что Иркутский авиационный завод приступает к выполнению заказа на производство для ВВС России 62 учебно-боевых истребителей Як-130. По его словам, «есть большой заказ на Як-130, он подписан и бюджет утверждён Минобороны, 62 самолёта будут делаться на Иркутском заводе». Планируется, что первый Як-130 будет произведён уже до конца 2008 года, а поставки для ВВС России начнутся в 2009 году.
19 мая 2009 года совершил первый полёт серийный Як-130, из числа заказанных для ВВС России.
По сообщению Управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по Военно-воздушным силам, главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин подписал «Акт о завершении государственных совместных испытаний учебно-боевого самолёта Як-130».
23 сентября 2011 года газета «Коммерсантъ» сообщила, ссылаясь на анонимный «источник в авиапромышленном комплексе», что тендер на поставку Як-130 для Минобороны был признан несостоявшимся.
16 ноября 2011 года Министерство обороны Российской Федерации и корпорация «Иркут» подписали контракт на поставку учебно-боевых самолетов Як-130. Согласно документу, до 2015 года ВВС России получат 55 новых машин, которые должны обеспечить первоочередные потребности в подготовке военных лётчиков.
В конце января 2012 года Минобороны сообщило, что планируется увеличить число заказанных Як-130 на десять единиц.
На вооружении Россия — 8 серийных. Алжир — 16
Заказы Россия до 2015 года планируется поставка 65 единиц. Самолёты производятся на Иркутском авиационном заводе. Вьетнам — заказано 8 Як-130. Сирия — заказано 36 самолётов. Ливия — заказано 6 самолётов. Контракт заморожен.
Рассматривают возможность приобретения: Малайзия — Як-130 включен в тендер на поставку учебных истребителей. Его конкурентами будут британский самолёт Hawk и итальянский Aermacchi. Филиппины — Як-130 впервые принимает участие в тендере министерства обороны Филиппин на поставку шести учебно-боевых самолетов. Потенциальными участниками конкурса и конкурентами Як-130 могут быть корейская компания KAI и итальянская Alenia Aermacchi с самолетами T/A-50 Golden Eagle и M-346 Master соответственно.
Потребность ВВС России в подобных самолётах оценивается 250 единиц, а потребность мирового рынка — 2500 единиц. Як-130 позиционируется как учебно-тренировочный комплекс для освоения истребителей Су-30МК при поставках на экспорт.
Перспективы
В перспективе, данные самолёты должны полностью заменить устаревший парк самолётов чехословацкого производства L-39, по приблизительной оценке это должно произойти в течение 10-13 лет, и стать основной учебно-боевой единицей российских ВВС.
Многие из L-39, используемых в России в качестве самолётов для тренировки курсантов, давно отлетали свой ресурс. Именно поэтому ещё в конце 1980-х в СССР был объявлен тендер на разработку учебно-тренировочного самолёта. Серийное производство L-39 завершено в 1999 году, а L-159, современную версию самолёта, Министерство обороны Российской Федерации не заказывало. Технические характеристики Экипаж: 1 или 2 человека Длина: 11,49 м Размах крыла: 9,84 м Высота: 4,76 м Масса пустого: 4600 кг Нормальная взлётная масса: 7230 кг Максимальная взлётная масса: 10 290 кг[25] Силовая установка: 2 × ТРДД АИ-222-25 Тяга: 2 × 2500 кгс
Лётные характеристики Максимальная скорость: 1060 км/ч Практическая дальность: 2000 км (при полной внутренней заправке) Практический потолок: 12 500 м Тяговооружённость: 0,9 Длина разбега: 400 м Длина пробега: 650 м
Вооружение Стрелково-пушечное: пушечные контейнеры УПК-23-250 с пушками калибра 23 мм и боекомплектом 250 снарядов в каждом — 2-4 шт. Боевая нагрузка: 3000 кг Управляемые ракеты: класса «воздух-воздух» ближнего боя Р-73, Р-77 — 2-4 шт. Неуправляемые ракеты: блоки Б8М-1 с неуправляемыми ракетами С-8 — 2-4 шт. Бомбы: корректируемые и обычные бомбы Ресурс самолета: 10 000 часов
Лётные происшествия
По состоянию на 29 мая 2010 года потеряно два Як-130: 26 июня 2006 года Як-130 разбился в Рязанской области. Оба летчика успешно катапультировались, никто не пострадал. 29 мая 2010 года в 16:59 мск разбился Як-130 (бортовой номер 93) Липецкого центра боевой подготовки и переучивания личного состава. Авария самолёта произошла во время выполнения планового задания при взлете. Экипаж в составе двух пилотов катапультировался, их состояние удовлетворительное, на земле жертв и разрушений нет. На время расследования причин инцидента полеты самолётов Як-130 в России приостановлены.
Интересные факты
На основе Як-130 энтузиастами сделана радиоуправляемая модель масштабностью 1 к 4, которая на чемпионате мира по авиамоделированию «Jet World Masters 2011», проходившем в Национальном музее Военно-воздушных сил США, получила переходящий кубок и звание Чемпиона Мира на ближайшие два года.
|