Нортроп P-61 «Блэк Уидоу» («Чёрная вдова»; англ. Northrop P-61 Black Widow) — американский тяжёлый ночной истребитель периода Второй мировой войны. Единственный истребитель этого периода, специально разработанный для ночных операций.
Р-61 представлял собой свободнонесущий среднеплан цельнометаллической конструкции, построенный по двухбалочной схеме. Силовая установка - два поршневых двухрядных звездообразных авиадвигателя Пратт-Уитни R-2800. Мощность двигателей на самолете версии Р-61В составляла 2250 л.с. Шасси - трехопорное, убирающееся, с носовой стойкой. Экипаж самолета состоял из трех человек - пилота, стрелка и оператора РЛС. В передней двухместной кабине располагался стрелок, за ним - летчик, рабочее место которого было поднято выше, чем у стрелка - как на современных боевых вертолетах. Рабочее место оператора РЛС находилось в хвостовой части фюзеляжной гондолы.
Говоря по существу, Р-61 представлял собой крупный и тяжелый самолет, конструктивно чрезвычайно сложный. Истребитель был оснащен поисково-прицельным радаром, причем установка РЛС была впервые запланирована еще при разработке проекта. Вооружение самолета сперва состояло из четырех 20-мм. пушек в нижней части фюзеляжной гондолы и четырех пулеметов 12.7 мм во вращающейся дистанционно управляемой турели на фюзеляже. По мере освоения машины, от фюзеляжной турели стали отказываться, т.к. для гарантированного поражения цели было вполне достаточно залпа из пушек. Сама же турель весила 745 кг, и ее демонтаж давал заметный выигрыш по скорости и маневренности. Помимо этого, при повороте турели возникал бафтинг хвостового оперения, т.к. на него попадал возмущенный поток от турели.
В общей сложности в боевых действиях принимало участие 14 эскадрилий, имевших самолет Р-61 «Блэк Уидоу».
На Тихом океане японцы по ночам не летали практически совсем. И в руководстве ВВС приняли решение перенацелить истребители Р-61 на ночные атаки наземных целей и непосредственной авиационной поддержки подразделений армии США и корпуса морской пехоты. Весной и летом 1945 года Р-61 активно применялись на Филиппинах для поддержки наземных войск, главным образом, в дневное время суток, чему способствовало мощное вооружение самолёта.
Р-61А и Р-61В использовались не только в строевых эскадрильях, но также находились на вооружении тренировочных подразделений и были задействованы в различных экспериментальных программах.
В общей сложности фирма Нортроп изготовила (включая прототипы) 215 самолетов Р-61А, 450 Р-61В, 41 Р-61С .
С вооружения самолеты Р-61 сняли в 1952 году. Часть самолетов была продана гражданским эксплуатантам: эти самолеты использовались, в частности, для тушения лесных пожаров.
Технические характеристики Экипаж: 2-3 человека (пилот, оператор РЛС, стрелок) Длина: 15,11 м Размах крыла: 20,12 м Высота: 4,47 м Площадь крыла: 61,53 м² Колея шасси: 5,24 м Масса пустого: 10 637 кг Масса снаряженного: 13 471 кг Максимальная взлетная масса: 16 420 кг Объём топливных баков: 2 423 л (до 4× 625 л или 1 173 л ПТБ) Двигатели: 2× двухрядных звездообразных Pratt & Whitney R-2800-65W «Double Wasp» Мощность: 2× 2 250 л.с. (1 680 кВт) Воздушный винт: четырёхлопастной Curtiss Electric диаметром 3,72 м
Лётные характеристики Максимальная скорость: 589 км/ч на высоте 6 095 м Крейсерская скорость: 428 км/ч Боевой радиус: 982 км Перегоночная дальность: 3 060 км (с четырьмя ПТБ) Практический потолок: 10 600 м Скороподъёмность: 12,9 м/с Время набора высоты: 6 100 м за 12 минут Нагрузка на крыло: 219 кг/м² Тяговооружённость: 25 Вт/кг Вооружение Пулемётно-пушечное: 4× 20 мм пушки Испано M2 по 200 снарядов на ствол и 4× 12,7 мм пулемёта Browning M2 по 560 патронов на ствол Боевая нагрузка: 6× 127 мм ракет HVAR или 4× бомбы до 726 кг каждая
Тип ночной истребитель Разработчик Джек Нортроп Производитель Northrop Первый полёт 1 мая 1942 Начало эксплуатации 1944 Конец эксплуатации 1952 Основные эксплуатанты ВВС США Единиц произведено 742 Стоимость единицы US$190 000
|