YF-22 и YF-23 конкурировали в проекте перспективного многоцелевого истребителя пятого поколения для замены F-15 Eagle. Прототип YF-23 разрабатывался с учетом требований ВВС США к повышенной боевой живучести, малозаметности, возможностям полета на сверхзвуковой скорости без использования форсажа и простоте обслуживания. Первостепенной задачей было снижение радиолокационной заметности самолета, Northrop опиралась на свой опыт создания стратегического бомбардировщика B-2 Spirit и истребителя F-18 Hornet. Двигатели YF-23 лишены управляемого вектора тяги, что снижает маневренные характеристики самолета, однако, благодаря этому снижается масса конструкции, а также достигается большее снижение ИК-заметности самолета. Несмотря на то, что самолет обладает передовым дизайном, в целях сокращения стоимости, были использованы некоторые компоненты истребителя F-15. Прототипы «Black Widow II» и «Gray Ghost» отличают двигатели — на первом прототипе установлен двигатель Pratt & Whitney YF119, на втором — General Electric YF120, которые участвовали в конкурсе на двигатель для истребителя пятого поколения. «Black Widow II» совершил первый полет 27 августа 1990 года, «Gray Ghost» первый раз поднялся в воздух 26 октября 1990 года. Профиль самолета напоминает профиль высокоскоростного разведчика SR-71 компании Lockheed Martin.
История
Оба YF-23 были выполнены в конфигурации, определенной техническим заданием ВВС США. YF-23 выполнил 50 испытательных полетов, общей длительностью 65,2 часа. YF-23 с двигателем P&W (Black Widow II) впервые выполнил полет на сверхзвуковой скорости без использования форсажа 18 сентября 1990 года, достигнув при этом скорости, равной 1700 км/ч, что соответствует 1,43 М. Второй YF-23 (Gray Ghost) с двигателями GE достиг скорости 1900 км/ч (1,6 М) 29 ноября 1990 года. YF-22 выиграл конкурс в апреле 1991 года. YF-23 обладал лучшими скоростными характеристиками и лучшей малозаметностью, однако YF-22 был более сбалансирован — он обладал довольно высокой маневренностью, благодаря двигателю с управляемым вектором тяги, а также рассматривался в качестве палубного истребителя.
Проиграв конкурс, самолеты YF-23 были переданы исследовательскому центру NASA на авиабазу Эдвардс в штате Калифорния без двигателей. Оба самолета находились на хранении до середины 1996 года, после чего они были переданы в музеи. YF-23A «Black Widow II» в настоящее время выставлен в Национальном музее ВВС США в Дейтоне, штат Огайо. Второй прототип «Gray Ghost» в 2004 году был передан в аренду музею «Western Museum of Flight» и используется в демонстрационных целях. Технические характеристики Экипаж: 1 человек Размах крыла: 13,29 м Длина самолета: 20,54 м Высота самолета: 4,24 м Площадь крыла: 87,80 м² Масса: БРЭО: 858 кг Пустого: 14970 кг Нормальная взлетная: 26516 кг (100 % топлива) Боевая: 23327 кг (52 % топлива) Максимальная взлетная: 29000 кг Нагрузка: Нормальная: 1116 кг (6+2 УР) Максимальная: 10370 кг Топливо: 8600 кг ПТБ: 8000 кг Нагрузка на крыло: боевая (6+2 УР, 52 % топлива): 266 кг/м² при нормальной взлётной массе: 302 кг/м² при максимальной взлётной массе: 387 кг/м² Тип двигателя: «Black Widow II»: 2 х ТРДДФ Pratt & Whitney YF119 Статическая форсированная тяга: 13900 кгс (15876 кгс на серийном F119) «Gray Ghost»: 2 x ТРДДФ General Electric YF120 Тяговооруженность: боевая (6+2 УР, 52 % топлива): 1,19 (на серийном 1,36) при нормальной взлетной массе: 1,05 (на серийном 1,20) при максимальной взлетной массе: 0,96 (на серийном 1,09)
Лётные характеристики Максимальная скорость: 2300 км/ч (2,2 М) Максимальная бесфорсажная скорость: 1700 км/ч (1,6 М) Крейсерская скорость: 950 км/ч (0,9 М) Боевой радиус: 1300—1500 км Практический потолок: 20000 м Максимальная эксп. перегрузка: +6 G Потребная длина ВПП: 915 м
Авионика РЛС с АФАР APG-77 (РЛС F-22) Максимальная дальность обнаружения: до 210 км (по другим данным до 270—300 км) Масса: 553,7 кг Потребляемая мощность: 16533 Вт Объем: 0,565 куб.м Расход охлаждающего воздуха: 4,38 кг/мин Расход охлаждающей жидкости: 33,9 л/мин Диаметр АФАР: 0,813 м масса: 219,1 кг Объем: 0,275 м³ Рассеиваемая мощность: 8278 Вт Расход охлаждающей жидкости: 11,3 л/мин
Вооружение Пушечное: 1 x 20-мм авиационная пушка M61 Vulcan Ракетное: УРВВ 4-6 x AIM-120 AMRAAM или AIM-7 Sparrow УРВВ 4 x AIM-9 Sidewinder
Тип прототип истребителя пятого поколения Разработчик Northrop Grumman McDonnell Douglas Первый полёт 27 августа 1990 года Статус проект закрыт Единиц произведено 2
|