Два образца экспериментального самолёта Х-29А были созданы на базе F-5 «Фридом Файтер», созданного корпорацией Нортроп Грумман в конце 50-х годов ХХ века. На основе этой конструкции был также создан учебно-тренировочный самолёт Т-38 Тэлон, использовавшийся и использующийся в ВВС ряда стран NATO, а также Национальным управлением США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA).
Целью разработки стало исследование влияния крыла обратной стреловидности на летные характеристики летательных аппаратов. Впервые работы по обратной стреловидности крыла проводились в рамках нескольких нереализованных проектов в довоенной Польше, позднее - первым, реализованым до стадии испытаний прототипа, - стал проект реактивного бомбардировщика Юнкерс-287, взлетевший 8 августа 1944 года и успевший совершить 17 испытательных полетов до окончания Второй мировой войны. Дальнейшие работы по этой конструкции велись в СССР, в ОКБ-1 под индексом EF-140 .
Во второй половине 70-х годов в авиации произошёл качественный скачок, связанный с созданием эффективных систем компьютерного управления полетом «Fly-by-Wire», применением композитных материалов, динамической аэроластике крыльев и в др. направлениях. По заказам ВВС и НАСА в нескольких авиастроительных компаниях США были проведены предпроектные проработки, которые завершились конкурсным сравнением предложений Нортроп Грумман на базе "ветерана" F-5 и Дженерал Дайнемикс на базе новейшего F-16 Fighting Falcon. В результате было принято решение испытать конструкцию Нортроп Грумман с применением некоторых конструктивных решений от F-16, включая систему контроля полёта. Крылья с углом 33 градуса обратной стреловидности были частично изготовлены из эпоксид-графитного композитного материала. Система компьютерного контроля полетом включала 3 аналоговых компьютера, каждый из которых мог самостоятельно "пилотировать" самолёт, а управляющие решения принимались методом "голосования" этих компьютеров, что позволило выявлять как ошибки самих программ, так и проблемы в конструкции.
История полетов
К декабрю 1984 года два экземпляра X-29A прибыли на авиабазу ВВС США Эдвардс, в Калифорнии. На модернизированных самолётах F-5 сменили серийные номера: 82-0003 вместо 63-8372 и 82-0049 вместо 65-10573. 14 декабря 1984 года шеф-пилот фирмы Нортроп Чак Сьювелл (Chuck Sewell) в первый раз поднял в воздух Х-29А. Ровно за один день до годовщины первого полета, 13 декабря 1985 года, впервые в истории, на самолёте с обратной стреловидностью крыла, в горизонтальном полете был преодолен звуковой барьер. Таким образом, Х-29А официально является первым сверхзвуковым самолётом с обратной стреловидностью крыла. Через четыре месяца после первого испытательного полета началась программа испытаний под эгидой НАСА. Х-29 доказал высокую надёжность, управляемость, высокие летные качества и к августу 1986 года их привлекли к исследовательской программе НАСА по полетам продолжительностью более 3 часов. Ко времени прекращения полетов первого экземпляра в 1986 году, он совершил 242 полета. В дальнейших полетах участвовал только образец №2, который дооборудовали и использовали для исследований сверхманевренности с углами атаки до 67°.
C 1987 года самолёт Х-29А серийный номер 82-0003 выставлен в общедоступной экспозиции Национального музея ВВС США на аваиабазе Райт Паттерсон, около города Дэйтон, в штате Огайо.
Технические характеристики
• Экипаж: один пилот • Полезная нагрузка: 1 810 кг. • Длина: 14,7 м. • Размах крыльев: 8,29 м • Высота: 4,26 м. • Площадь крыльев: 17,54 м² • Вес пустого: 6 260 кг. • Максимальный взлетный вес: 8 070 кг • Двигатели: 1 турбовентиляторный Дженерал Электрик F404, тяга 7 250 кг.с. • Максимальная достигнутая скорость: Maх 1,8 (1 770 км/ч) по другим данным 900км/ч
• Дальность: 560 км • Service ceiling: 16 800 м.
Тип экспериментальный истребитель Производитель Grumman Первый полёт 1984 Основные эксплуатанты DARPA Единиц произведено 2
|