Норт Американ F-86 «Сейбр» (англ. North American F-86 Sabre) — американский реактивный истребитель, разработанный компанией North American Aviation в конце 1940-х годов. Прототип серийного XP-86 поднялся в воздух 1 октября 1947 года.
Существовало более двадцати модификаций самолета. Выпускался крупной серией, состоял на вооружении многих стран мира вплоть до 1970-х годов.
Получил широкую известность в ходе Корейской войны 1950—1953 годов, будучи единственным серьёзным соперником советского истребителя МиГ-15.
Конструкция
Представляет собой одноместный моноплан нормальной схемы с низкорасположенным стреловидным крылом и одним двигателем. Конструкция цельнометаллическая. Крыло трапециевидное с углом стреловидности 35° по линии 1/4 хорд. Фюзеляж типа полумонокок овального поперечного сечения. Обшивка фюзеляжа из алюминиевых сплавов, а в зоне под горизонтальным оперением из нержавеющей стали.
Кабина самолета герметичная, с наддувом от компрессора двигателя. В кабине установлено катапультируемое кресло North American Т-14Е. Кабина пилота бронирована. Переднее лобовое бронестекло. Бронеспинка пилота из стальной брони, в верхней части спинки — бронезаголовник из гетерогенной стали, крепление заголовника к спинке на петлях. С передних направлений пилот защищен двумя бронедеталями из дюралюминия.
Вооружение главным образом состояло из шести спаренных пулеметов Браунинг M2, также самолет мог нести около 900 кг бомб на внешней подвеске. Боевое применение
Война в Корее Во время войны в Корее (1950—1953) был единственным серьёзным соперником советского истребителя МиГ-15. Исследователи на западе, описывая тот период времени, данные не конкретизируют. И всё же, сходятся в том, что "МиГ-15, спроектированный как целевой истребитель, до встречи с F-86 не встречал затруднений, если хотел верховодить на арене воздушной войны. Он нейтрализовывал бомбардировочные кампании союзников, уничтожая такие самолеты, как В-26, В-29, F-80 и F-84R”. F-86 имел ряд видимых преимуществ перед Миг-15: использование радиодальномера, что позволяло с высокой точностью поражать противника. В тоже время на Миг-15 устанавливался только оптический прицел. установка больших, чем у Мига, тормозных щитков. прицельная сетка с индикатором на лобовом стекле. гораздо лучшая обзорность кабины. преимущество в горизонтальной маневренности. Несмотря на то, что Миг-15 обладал большим потолком и скороподъемностью, максимальная горизонтальная скорость была не выше, чем у F-86, что не позволяло быстро уходить от преследования. применение противоперегрузочного костюма.
Одной из причин «однобокой» статистики является разный подход к классификации потерь — по мнению исследователя Игоря Сейдова, многие повреждённые F-86 ВВС США были списаны сразу после посадки, но в число «боевых потерь» не попадали.
Согласно официальным данным США, за всё время эксплуатации F-86 в USAF (ВВС США), истребителями этого типа было уничтожено в воздушных боях 823 самолёта противника (в том числе 805 МиГ-15), и все эти победы были одержаны в период Корейской войны.
По советским данным, в Корее советскими пилотами всего было сбито от 1097 до 1106 самолетов противника, из них 651 самолёт типа F-86.
Любопытно, что советские истребители МиГ-15 несли опознавательные знаки ВВС КНДР и КНР, а сами ВВС КНДР в начале войны не имели истребителей МиГ-15. При этом раскраска была достаточно заметной: корпус выкрашивался в белый, а нос самолета - в красный. В феврале 1952 года полки ВВС СССР заменили полками ПВО СССР, личный состав которых тренировался на перехвате бомбардировщиков, а не в ведении воздушных боёв. Американские лётчики стали чаще сбивать МиГ-15 ещё на взлёте и посадке. Но после применения ряда мер безопасности тактического свойства и приборного оснащения, в частности - использования на МИГ 15 антирадара - прибора для обнаружения облучения от радаров (Сейбры использовали радиолокационные прицелы)подобные боевые повреждения были практически исключены.(Мацкевич Вадим Викторович "СОЛДАТ ИМПЕРИИ, ИЛИ ИСТОРИЯ О ТОМ, ПОЧЕМУ США НЕ НАПАЛИ НА СССР"
Второй кризис Тайваньского пролива Во время Второго кризиса Тайваньского пролива (август 1958) состоялись первые бои Сейбра с советскими истребителями МиГ-17, состоявшими на вооружении Народно-освободительной армии Китая, вступившей в конфликт с Тайванем. Тогда же состоялось первое применение Сейбрами новейшей ракеты «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder, позволившей достичь им, невзирая на лучшие технические характеристики более современных Мигов, превосходства в воздухе.
Согласно китайским источникам, во время этого конфликта истребители J-5 (китайский МиГ-17) сбили шесть F-86 и два F-84G ВВС Тайваня. В свою очередь, тайваньская сторона заявила, что в воздушных боях Сейбры сбили около тридцати МиГов.
В ходе индо-пакистанского конфликта пакистанскому Сейбру удалось сбить сверхзвуковой МиГ-21 индийских ВВС. Перехватчик F-86D Sabre
История Созданный на основе F-86 реактивный дозвуковой перехватчик с автоматическим комплексом неуправлячемого реактивного вооружения «Mighty Mouse» Несмотря на схожесть названия, эта машина, фактически, не была модификацией обычного Sabre, имея лишь 25 % сходных элементов. Тем не менее, официально перехватчик Sabre-D считается подклассом F-86. Конструкция
Основным назначением F-86D было уничтожение винтовых бомбардировщиков с мощным пушечно-артиллерийским вооружением летящим в плотном строю. На основании «обратного опыта» Второй Мировой в США хорошо понимали, как трудно сбить современный бомбардировщик. Высокая скорость полета приводила к тому, что атаки на самолеты класса B-50 с тыла были затруднительны из-за мощного пулеметного обстрела.
В то же время при лобовой атаке скорости сближения были слишком велики, чтобы автоматические пушки истребителя успевали нанести бомбардировщику реальный вред.
Основу вооружения составляла система из 24 НУРС расположенных в выдвижной ПУ в воздухозаборнике. Старт всех НУРС мог быть выполнен менее чем за 0,5 секунды. Специальная система автоматического управления, соединенная с автопилотом, обеспечивала успешное применение оружия. Фактически, пилот выводил самолет на курс и задавал параметры цели а также характер атаки (2,4,12 или 24 ракеты) после чего компьютер вел самолет вперед, сам принимая решение о моменте атаки и о начале маневра уклонения.
Боевое применение
F-86D никогда не принимали участие в боевых действиях. Их экспортная модификация F-86D с обычным пушечным вооружением поставлялась в некоторые страны.Перехватчик F-86D Sabre
История
Созданный на основе F-86 реактивный дозвуковой перехватчик с автоматическим комплексом неуправлячемого реактивного вооружения «Mighty Mouse» Несмотря на схожесть названия, эта машина, фактически, не была модификацией обычного Sabre, имея лишь 25 % сходных элементов. Тем не менее, официально перехватчик Sabre-D считается подклассом F-86.
Конструкция Основным назначением F-86D было уничтожение винтовых бомбардировщиков с мощным пушечно-артиллерийским вооружением летящим в плотном строю. На основании «обратного опыта» Второй Мировой в США хорошо понимали, как трудно сбить современный бомбардировщик. Высокая скорость полета приводила к тому, что атаки на самолеты класса B-50 с тыла были затруднительны из-за мощного пулеметного обстрела.
В то же время при лобовой атаке скорости сближения были слишком велики, чтобы автоматические пушки истребителя успевали нанести бомбардировщику реальный вред.
Основу вооружения составляла система из 24 НУРС расположенных в выдвижной ПУ в воздухозаборнике. Старт всех НУРС мог быть выполнен менее чем за 0,5 секунды. Специальная система автоматического управления, соединенная с автопилотом, обеспечивала успешное применение оружия. Фактически, пилот выводил самолет на курс и задавал параметры цели а также характер атаки (2,4,12 или 24 ракеты) после чего компьютер вел самолет вперед, сам принимая решение о моменте атаки и о начале маневра уклонения. Боевое применение
F-86D никогда не принимали участие в боевых действиях. Их экспортная модификация F-86D с обычным пушечным вооружением поставлялась в некоторые страны.
Назначение: истребитель, перехватчик, истребитель-бомбардировщик Первый полёт: 1 октября 1947 года Принят на вооружение: 1948 год Производитель: North American Aviation Всего построено: ок. 8000 Характеристики Экипаж: 1 чел Крейсерская скорость: 864 км/ч Макс. скорость у земли: 1093 км/ч Макс. скорость на высоте: 967 км/ч Дальность полёта: 1365 км Дальность полёта с ПТБ: 1700 км Практический потолок: 14387 м Боевой потолок: 12200 м Скороподъёмность: 2200 м/мин Размеры Длина: 11,27 м Высота: 4,26 м Размах крыла: 11,27 м Площадь крыла: 26,75 м² Масса Пустой: 4788 кг Силовая установка Тяга (мощность): 1x2360 кгс Вооружение Стрелково-пушечное вооружение: 6 x 12,7 мм пулемёты M3 Colt-Browning Боезапас: 1800 патронов Кол-во точек подвески: 4 Подвесные вооружения до 16 НАР, две 545 кг бомбы
|