F-80 стал первым по-настоящему боевым реактивным самолётом, поступившим на вооружение ВВС США. Он, как и его британский коллега, имел традиционный на тот момент дизайн и простую конструкцию, что позволило ему стать настоящей рабочей лошадкой американской тактической истребительно-бомбардировочной авиации и оставаться в этой роли в течение пяти лет после окончания Второй мировой войны. Работы над прототипом начались в июле 1943 года, когда США получили из Англии новейший турбореактивный двигатель Хевиллэнд H-1 (Havilland H-1).
Самолёт был закончен через 143 дня после начала работ и совершил свой первый полёт 9 января 1944 года. В апреле 1945 года два самолёта были направлены в Англию, где они вошли в состав 8-й воздушной армии, и ещё два прибыли в Италию, но ни один из них не принял активного участия в боевых действиях в Европе. Первые серийные F-80 поступили в ВВС США в конце 1945 года в 412-ю истребительную группу, которая вскоре была переименована в 1-ю Истребительную группу и включала в себя 27-ю, 71-ю и 94-ю истребительные эскадрильи. 12 июля 1948 года 16 Локхид F-80A были направлены для усиления европейской группировки, вследствие блокады советскими войсками Западного Берлина.
За F-80A последовали F-80B и затем F-80C, и именно этот вариант стал самым распространённым. F-80C широко использовался как истребитель-бомбардировщик во время войны в Корее. Только за первые четыре месяца эти самолёты совершили 15 000 боевых вылетов. Пилоты считали этот самолёт идеальным для атак с бреющего полёта, но F-80 не был способен бороться на равных с северокорейскими поршневыми Яками в силу своей ограниченной манёвренности. Кроме того, эти машины не были оборудованы для того, чтобы нести более мощное вооружение для атаки наземных целей. Но несмотря на свои слабости, F-80 удалось записать на свой счёт несколько побед над северокорейскими самолётами.
Как считается, 1 ноября 1950г произошла встреча звеньев МиГ-15 и F80. При этом атакой со стороны солнца летчик Хоминых сбил один Shooting Star. Америкацы скрыли факт потери, что взяли за правило делать и в дальнейшем.). Это был предположительно первый в истории воздушный бой между двумя реактивными самолётами. F-80 оставался основным боевым самолётом американских ВВС в Корее вплоть до декабря 1950 года, когда им на смену стали поступать F-86A «Сейбр».
Согласно официальным данным США , за всё время эксплуатации F-80 в USAF (ВВС США), истребителями этого типа было уничтожено в воздушных боях 18 самолётов противника (в том числе 4 МиГ-15). Все победы были одержаны в период Корейской войны 1950—1953 годов, в течение 1950-1951 г.г.
F-80C, кроме того, выпускались в варианте самолёта-разведчика. Всего с конвейера сошло 1718 F-80, многие из которых после завершения активной службы были переделаны в самолёты-мишени. Технические характеристики Экипаж: 1 (пилот) Длина: 10,52 м Размах крыла: 11,85 м (без ПТБ на законцовках) Высота: 3,45 м Площадь крыла: 22,07 м² Коэффициент удлинения крыла: 6,37 Масса пустого: 3592 кг Нормальная взлётная масса: 5307 кг Максимальная взлётная масса: 6350 кг Объём топливных баков: 1835 л Силовая установка: 1 × ТРД General Electric J33-GE-11 Тяга: 1 × 1746 кгс (17,12 кН) Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0134 Эквивалентная площадь сопротивления: 0,30 м²
Лётные характеристики Максимальная скорость: у земли: 898 км/ч (0,73М) на высоте: 818 км/ч (0,75М) на высоте 9144 м Крейсерская скорость: 660 км/ч Практическая дальность: 1255 км Перегоночная дальность: 2320 км (с ПТБ) Практический потолок: 13 715 м Скороподъёмность: 23,3 м/с Время набора высоты: 6096 м за 5,5 мин Нагрузка на крыло: 240,4 кг/м² Тяговооружённость: 0,34 Аэродинамическое качество: 17,7
Вооружение Стрелково-пушечное: 6 × 12,7 мм пулемётов M2 с 300 патр. на ствол Точки подвески: 4 Неуправляемые ракеты: 8 × 127 мм ракет HVAR Бомбы: 2 × до 454 кг бомбы Подвесные топливные баки: 2 × 625 л на законцовках крыла
Тип истребитель Разработчик Lockheed Производитель Lockheed (Бербанк, Калифорния) Главный конструктор Кларенс "Келли" Джонсон Первый полёт 8 января 1944 Начало эксплуатации февраль 1945 Конец эксплуатации 1975 (Уругвай) Статус снят с вооружения Основные эксплуатанты ВВС США Годы производства ноябрь 1943 - июнь 1950 Единиц произведено 1732 Варианты T-33 Shooting Star F-94 Starfire
|