До самолёта Let L-200 Morava чехословацкое предприятие Let выпускало по лицензии самолёты Aero Ae 45. В 1955 конструкторское бюро под руководством Ладислава Смрчека (Ladislav Smrcek) начало разработку нового лёгкого самолёта с пассажировместимостью до пяти человек. На самолёт предполагалось устанавливать двигатели Avia M 337 мощностью 210 л.с., однако из-за их неготовности первый прототип полетел с двигателями Walter Minor 6-III мощностью 160 л.с.
Первый прототип, с обозначением XL-200 (OK-LNA) совершил первый полёт 9 апреля 1957. В этом же году предприятие выпустило десять предсерийных самолётов. Самолёт успешно прошёл государственные испытания в 1958-59 годах и был рекомендован в серийное производство. Выпускались машины двух серий: L-200А и L-200D. Второй вариант (с некоторыми изменениями: трёхлопастные воздушные винты, радиооборудование и пр.) — преимущественно для Аэрофлота СССР. Всего к окончанию производства в 1964 г. было выпущено 367 самолётов.
Конструкция самолёта
Цельнометаллический двухмоторный свободнонесущий моноплан, с низким расположением крыла и двухкилевым оперением, трёхстоечное убирающееся шасси с носовой стойкой.
Использование
Самолёт нашёл применение в качестве лёгкого пассажирского транспорта, самолёта связи, санитарного и тренировочного самолёта. В ЧССР использовалось около ста самолётов (аэроклубы организации Swazarm, предприятие Skoda, авикомпании Agrolet, Czechoslovak Airlines, около 20 штук - в ВВС Чехословакии). Крупным (по сути, основным) заказчиком L-200 был Советский Союз: Аэрофлот приобрёл 68 самолётов L-200А и 113 машин L-200D. Последние поставки в СССР были выполнены в 1966 г. Самолёт использовался на некоторых местных линиях Аэрофлота (центральные и южные области СССР) в качестве «воздушного такси». L-200 были выведены из эксплуатации в СССР в 1970-х годах. Около пятидесяти L-200 использовалось в ПНР, в основном в качестве санитарных самолётов. Некоторое количество L-200 использовалось в Болгарии, Венгрии, Великобритании, ГДР, Египте, Индии, Индонезии, Италии, Кубе, Франции, Швейцарии, Швеции и Югославии. Часть самолётов находится в эксплуатации и на сегодняшний момент (2010).
Лётно-технические характеристики Экипаж: 1 Пассажировместимость: 4 Длина: 8,61 м Размах крыльев: 12,31 м Высота: 2,25 м Площадь крыльев: 17,28 м² Сухой вес: 1 330 кг Максимальный взлётный вес: 1 950 кг Силовая установка: 2× Walter M337 (рядный, шестицилиндровый, воздушного охлаждения), мощность 210 л.с. (154 кВт) Максимальная скорость: 290 км/ч Крейсерская скорость: 256 км/ч Дальность: 1 710 км Практический потолок: 5 700 м Скороподъёмность: 6,5 м/с
Тип самолёт общего назначения Производитель Let Главный конструктор Ладислав Смрчек Первый полёт 9 апреля 1957 Статус эксплуатируются отдельные экземпляры Основные эксплуатанты Чехословакия, СССР, Польша Годы производства 1957—1964 Единиц произведено 367
|