В 1969 британский комитет по выработке требований к транспортным самолетам (TARC) выдал требования на разработку авиалайнера вертикального взлета и посадки с пассажировместимостью 100 человек и дальностью до 725 км. Целью разработки, среди прочего, было снижение шумовых нагрузок на аэропорты (особенно внутригородские), путем использования схемы взлета и посадки с большими углами; предполагалось, что проектирование нового типа самолета обойдется дешевле, чем постройка третьего аэропорта в Лондоне.
Фирма Hawker Siddeley начала проектные работы по самолету. Официальное название проекта - HS.141- было представлено в марте 1970. Конструкция HS.141 представлял собой цельнометаллический моноплан с Т-образным хвостовым оперением, и низкорасположенным стреловидным крылом. Самолет оснащался силовой установкой, состоящей из двух маршевых двигателей (расположенных под крыльями) и 16 подъемных турбовентиляторных двигателей Rolls-Royce RB.202, расположенных в спонсонах вдоль фюзеляжа (по 8 с каждой стороны). Управление самолетом на малых скоростях и режиме висения предполагалось осуществлять отклонением вектора тяги подъемных двигателей (располагавшихся в поворотных подвесах) и дифференциальным регулированием их мощности. Расположение кресел в пассажирском салоне предполагалось по схеме 3+3. Существовал также увеличенный вариант проекта вместимостью 150 пассажиров, он оснащался двадцатью подъемными двигателями.
Предполагаемый профиль полета
Согласно выполненным расчетам, шумовая нагрузка от самолета с обычным взлетом и посадкой (лимит шума 90 децибел) наблюдалась на площади 50 кв.км по курсу полосы. При использовании более крутого профиля взлета (угол при взлете 15 градусов, угол глиссады — 6), данный уровень шума наблюдался уже на значительно меньшей площади — 8 кв. км. Для еще большего снижения площади, подверженной шумовой нагрузке (до 1 км), предполагалось применить вертикальный взлет и посадку.
HS.141 должен был взлетать вертикально на полной мощности подъемных двигателей до набора высоты в 76 метров. После этого мощность уменьшалась, и вертикальный взлет продолжался до высоты 300 метров. На этой высоте производился поворот вектора тяги подъемных двигателей на разгон и включение маршевых двигателей. По достижении высоты 600 метров самолет достигал скорости в 310 км/ч, и крыло уже создавало достаточную подъемную силу; подъемные двигатели выключались и закрывались обтекателями. Посадка выполнялась в обратной последовательности. Летно-технические характеристики (расчетные)
Пассажировместимость: 102 - 119 Длина: 36.63 м Размах крыльев: 22.86 м Высота: 9 м Масса пустого 50,031 кг Максимальная взлетная масса: 60,872 кг Силовая установка: 2 маршевых ТРДД Rolls-Royce RB.220 тягой 12кН каждый, 16 подъемных ТРДД Rolls-Royce RB.202 тягой 4670 кг каждый Максимальная скорость 806 км/ч Крейсерская скорость: 695 км/ч Дальность: до 1,931 км
Тип пассажирский СВВП Разработчик Hawker Siddeley Статус проект закрыт Единиц произведено 0
|