Главная энциклопедия авиации Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSСреда, 19.06.2019, 10:15
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Пассажирский самолёт [182]
Сверхлёгкий самолёт [8]
Пассажирский бизнес-самолёт [49]
Истребитель-бомбардировщик [42]
Учебно-тренировочный самолёт [83]
Лёгкий самолёт общего назначения [100]
Планер [12]
Бомбардировщик \ Стратегический бомбардировщик [167]
Военный планёр [2]
Воздушный авианосец [0]
Гидросамолёт \ Летающая лодка [70]
Истребитель \ Палубные истребители [290]
Пикирующий бомбардировщик [14]
Самолёт-разведчик \ Патрульный самолёт [75]
Транспортный самолёт [71]
Штурмовик [43]
Сельскохозяйственные самолёты [9]
Грузовой самолёт [4]
Экспериментальные самолёты \ Экспериментальный вертолёт [117]
Cпортивный самолёт [15]
Почтовые самолёты [3]
Другая военная авиация [29]
Автожир [2]
Другая гражданская авиация [3]
Беспилотные самолёты [97]
Транспортный вертолёт [45]
Ударные вертолёты [30]
Летающие краны [3]
Гражданские вертолёты [54]
Вертолёты связи и наблюдения [12]
Многоцелевой вертолёт [5]

Поиск

Блог
Главная » 2012 » Январь » 18 » Handley Page Hampden
00:21
Handley Page Hampden

Начало разработке «Хемпдена» положила выданная в октябре 1932 года Министерством Авиации Великобритании спецификация В.9/32 на создание дневного двухмоторного бомбардировщика. Свои предложения представили фирмы Бристоль, Глостер, Хендли-Пейдж и Виккерс. Победителями стали две последних, и 29 мая 1933 года они получили заказ на постройку прототипов. Бомбардировщик Виккерс, позже ставший «Веллингтоном» строился практически параллельно с Хендли-Пейдж ХП.52 — впервые прототип Хендли-Пейдж с серийным номером К4240 поднял в воздух шеф-пилот фирмы Дж. Коурдс 21 июня 1936 года, всего через 6 дней после первого полёта прототипа Виккерса.


Самолёт, создаваемый под руководством главного конструктора Густава Лачманна, имел очень узкий фюзеляж, в передней части которого располагался экипаж, а на длинной балке крепилось двухкилевое хвостовое оперение. Первоначально планировалось оснастить самолёт двигателями Роллс-Ройс Госхок, которые позволяли уложится в жесткое ограничение по весу самолёта, налагаемое Женевской конвенцией о разоружении, но после провала попытки принятия этой конвенции и снятии ограничения веса пустого самолёта, конструкторы оснастили новый самолёт более мощными и тяжелыми двигателями Бристоль Пегас VIII.

После первой серии испытаний, в июле 1936 года прототип «Хемпдена» был показан на авиационной выставке в Хендоне, а 6 июля в числе других новых машин был представлен королю Эдуарду VIII. Во время дальнейших испытаний с прототипом случился ряд летных происшествий — 5 ноября из-за отказа сигнализации выпуска шасси при посадке самолёт ударился об землю, а 13 января 1937 года оторвавшийся винт прорубил фюзеляж позади кресла пилота.

Состав стрелкового вооружения самолёта неоднократно менялся, механизированные башни не помещались в узкий фюзеляж, пришлось ограничиться двумя ручными турелями со спаренными пулемётами .303 Виккерс К для защиты задней полусферы и ещё двумя такими пулемётами, курсовым и в кабине штурмана, в носу.

Образцом для серийных самолётов послужил второй прототип, имевший более сглаженную форму фюзеляжа, стрелковое вооружение пока ограничивалось одиночными пулемётами. Свое имя «Хемпден» самолёты получили в честь Джона Хемпдена, защитника гражданских свобод XVII века, при этом была соблюдена традиция называть бомбардировщики Королевских ВВС названиями городов.

Описание конструкции

«Хемпден» — среднеплан с узким и длинным фюзеляжем, выгодным с точки зрения аэродинамики. Обшивка металлическая, кроме элеронов и рулей высоты, имеющих металлический каркас и полотняную обшивку. На тонкой хвостовой балке размещаются горизонтальное оперение трапециевидной формы и два небольших киля. Из-за своего необычного внешнего вида «Хемпдены» получили много прозвищ — «Летающий головастик», «Ручка от сковородки» и «Летающий чемодан». Экипаж — 4 человека:пилот, штурман-бомбардир и 2 стрелка, оказался плотно «упакован» в тесном узком фюзеляже, и штурман-бомбардир, сидевший рядом с пилотом не мог оказать помощь или заменить его в случае ранения или гибели. Однолонжеронное свободнонесущее крыло имеет в плане форму трапеции и оснащено мощной механизацией — автоматическими предкрылками и однощелевыми закрылками — обеспечивающей отличные взлетно-посадочные характеристики. Двигатели по размаху крыла расположены максимально близко к фюзеляжу для уменьшения разворачивающего момента. Винты — Де Хевилленд-Гамильтон-Стандарт, изменяемого шага. Шасси трехстоечное с хвостовым колесом, впервые на самолётах Хендли Пейдж сделано убирающимся. 6 топливных баков общей емкостью 2970 л расположены в крыле. Необычным для своего времени было технологическое членение планера, собиравшегося из полностью собранных отдельных взаимозаменяемых модульных секций, что позволяло собирать самолёт из отдельных подсборок, выпускаемых разными производителями.

Боевое применение


На 3 сентября 1939 года на вооружении Королевских ВВС имелось 169 «Хемпденов». С первого дня войны они использовались для поиска кораблей Кригсмарине, совместно с «Уитли» патрулировали над базами германских гидросамолётов для предотврещения постановки ими минных заграждений в гаванях и устьях рек Англии, и наоборот, сами ставили магнитные мины весом 907 кг (2000 lb) в прибрежных водах Германии.

Первое столкновение с истребителями противника произошло 29 сентября, две группы 144-ой эскадрильи общей численностью 11 машин во время атаки германских эсминцев в Гельголандской бухте были перехвачены Мессершмиттами Bf.109E, все 5 самолётов первой группы были потеряны, второй группе удалось отбиться и без потерь вернуться на базу. В последующих вылетах урон был так же велик, сказывался недостаток оборонительного вооружения, что к декабрю 1939 года вынудило использовать «Хемдены» исключительно в ночное время. Количество потерь резко сократились, например, в ходе операции «Никель» — сбрасывании листовок на территории Германии — «Хемпдены» совершили 123 вылета, потеряв всего один самолёт.

После поражения Франции и начала подготовки Вермахтом операции «Морской лев» основной целью британских бомбардировщиков стали скопления судов в портах Бельгии и Франции. Одновременно продолжались и усиливались удары по территории Германии. В ночь на 26 августа 1940 года 14 «Армстронг Уитворт Уитли», 12 «Хемпденов» и 9 «Веллингтонов» нанесли первый за время Второй мировой войны бомбовый удар по Берлину. На рассвете 2 июля «Хэмпден» флаинг-офицера Гая Гибсона (ставшее позднее командиром знаменитой 617-й эскадрильей «Дамбастерс») впервые сбросил 907-кг бомбу на линейный крейсер «Шарнхорст», стоявший в порту Киля, но бомба не попала в цель. 30—31 мая 1942 «Хемпдены» участвовали в первом «рейде тысячи бомбардировщиков» на Кёльн 30—31 мая 1942 года. Всего было потеряно 714 «Хемпденов», экипажи потеряли 1077 человек погибшими и 739 пропавшими без вести.

Экипажи «Хемденов» получили два Креста Виктории — высшую награду Великобритании. Первый получил флайт-лейтенант Родерик Лирой из 49-й эскадрильи за разрушение ночью с 12 на 13 августа акведука на канале Дортмунд-Эмс, второй — сержант Джон Хана из 83-й эскадрильи за то что в ночь с 15 на 16 сентября погасил пожар на борту, что позволило поврежденному самолёту возвратиться на базу.

По инициативе командира 5-ой группы эйр-коммодора Артура Харриса (позднее ставшему главой Бомбардировочного Командования) задние одиночные пулемёты на «Хемпденах» были заменены спаренными установками, со временем это распространилось на все «Хемпдены».

После снятия в 1942 году «Хемпденов» с вооружения Бомбардировочного Командования, они использовались Береговым Командованием в качестве дальнего бомбардировщика-торпедоносца и разведывательного самолёта под обозначением TB Mk.I и несли одну торпеду в бомболюке со снятыми створками.

Осенью 1942 года «Хемпдены» из 144-ой и 455-ой эскадрилий были отправлены в СССР на аэродром Ваенга под Мурманском для обеспечения проводки каравана PQ-18. Позже личный состав эскадрилий вернулся в Великобританию, а оставшиеся 23 «Хемпдена» 12 октября поступили на вооружение 24-го минно-торпедного авиационного полка. Нехватка запасных частей и боевые потери сокращали количество боеспособных машин, и к июню 1943 года они оставались на вооружении только 3-й эскадрильи 24-го МТАП, в составе которой 4 июля 1943 года совершили свой последний боевой вылет на советско-германском фронте.

После окончания службы в Европе, около 200 «Хемпденов» было отправлено в Канаду, где использовались в учебных целях.

Технические характеристики
Экипаж: 4
Длина: 16,32 м
Размах крыла: 21,08 м
Высота: 4,53 м
Масса пустого: 5343 кг
Нормальная взлётная масса: 8508 кг
Максимальная взлётная масса: 9525 кг
Масса топлива во внутренних баках: 1440 кг (2476 литров)
Силовая установка: 2 × поршневой однорядный радиальный Бристоль Пегас XVIII
Мощность двигателей: 2 × 980 л.с. (2 × 730 кВт)

Лётные характеристики
Максимальная скорость: 426 км/ч на высоте 4720 м
Крейсерская скорость: 349 км/ч на высоте 4720 м
Боевой радиус: 1 762 км
Практический потолок: 6920 м
Скороподъёмность: 298 м/мин
Нагрузка на крыло: 133 кг/м²

Вооружение
Бомбы: до 1814 кг на внутренней подвеске

Тип бомбардировщик
Разработчик Handley Page
Производитель Handley Page
English Electric
Canadian Associated Aircraft
Short & Harland Ltd (HP.52 Хирфорд)
Главный конструктор Густав Лачманн
Первый полёт 21 июня 1936
Начало эксплуатации 1938
Конец эксплуатации 1945
Статус снят с эксплуатации
Основные эксплуатанты ВВС Великобритании
ВВС Канады
ВВС СССР
Годы производства 1936 - 1941
Единиц произведено 1430
Категория: Бомбардировщик \ Стратегический бомбардировщик | Просмотров: 385 | Добавил: ucoz | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Январь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Друзья сайта
Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2019                      материал доступен по свободной лицензии

    Бесплатный хостинг uCoz