С самого начала работ над проектом F-14 задумывался как самолёт, способный завоевать полное воздушное превосходство в непосредственной близости от авианесущих кораблей, с которых предполагалось использовать эти самолёты, в качестве дополнительной задачи он также должен был способен наносить удары по тактическим наземным и надводным целям. В январе 1969 года проект F-14 выиграл конкурс объявленный ВМС США, на новый самолёт, предполагавшийся на замену устаревающим F-4 «Фантом» II. Первый прототип поднялся в воздух 21 декабря 1970 года и за ним сразу последовала предсерийная партия из 11 самолётов. Летом 1972 года были завершены испытания F-14 на авианосцах и промышленные поставки для флота начались в октябре того же года. «Томкэты» составляли эскадрильи истребителей-перехватчиков, в составе авианосных групп.
F-14 был ориентирован в первую очередь на отражение ракетных ударов по корабельным группировкам. Основным элементом F-14 является система управления вооружением Hughes AN/AWG-9. По информации министерства обороны СССР, дальность обнаружения цели с ЭПР 3 м² 160 км, сопровождение 24 целей. Диапазон работы РЛС 8-10 ГГц. Дальность обнаружения теплопеленгатором (телескоп) в ППС 220 км, в ЗПС 300 км. Для ближнего боя «Томкэт» располагает встроенной 20-мм автоматической пушкой General Electric M61A1 Vulcan, с боевым комплектом в 675 патронов. Основу ракетного вооружения составляли четыре ракеты «воздух-воздух» AIM-54 или AIM-7, располагавшихся на пилонах под фюзеляжем. F-14 является единственным самолётом, способным нести ракету "воздух-воздух" большой дальности AIM-54A Phoenix. Эта ракета, стоимостью 500 тыс. долларов, способна поражать цели на расстоянии 185 км. Это даёт F-14 возможность уничтожать большинство самолётов противника до того, как сам он появится у них на экране радара. В дополнение к ним на подкрыльных пилонах могли располагаться ещё четыре ракеты AIM-9 Sidewinder. Кроме того, «Томкэт» был способен нести до 6 576 кг наступательного вооружения различного класса.
Работы над F-14A были омрачены потерей первого прототипа в декабре 1970 года, однако несмотря на это, ВМС США были поставлены 478 машин и ещё 79 были проданы Ирану в 1976—1978 годах модификация F-14A-GR. Следующей должна была стать модель F-14B, оснащённая двигателями Pratt & Whitney F401-PW-400, но работы над ней были свёрнуты. Вместо этого 38 самолётов F-14A начиная с 1986 были переоснащены двигателями General Electric F110-GE-400, и впоследствии получили обозначение F-14B. Модификация F-14D отличалась от предыдущих более мощным радаром Hughes AN/APG-71, система позволяет сопровождать 24 цели и совершать захват и запуск ракет по 6 из них одновременно, на различных высотах и дальностях, усовершенствованой авионикой и переоборудованной кабиной. Всего было построено 37 самолётов этого типа, ещё 104 переделали из ранее выпущенных F-14A они имели обозначение F-14D®.
Эксплуатация F-14A или F-14D сопровождает советский стратегический бомбардировщик Ту-95, 1991 год
F-14 был принят на вооружение в сентябре 1974. Американские «Томкэты» участвовали в двух стычках с ливийской авиацией над заливом Сидра, сбив в 1981 году два Су-22 (см. первый инцидент в заливе Сидра), а в 1989 году — два МиГ-23 (см. второй инцидент в заливе Сидра).
F-14 приняли участие в операции «Буря в пустыне», где обеспечивали воздушное прикрытие американским бомбардировщикам и штурмовикам. В последующих конфликтах (операция «Умеренная сила», война против Югославии, войны в Афганистане и Ираке) F-14 применялись для нанесения ударов по наземным целям.
F-14 ВВС Ирана
Иран был единственной страной, куда экспортировались F-14. Всего было поставлено 79 самолётов, которые принимали участие в ирано-иракской войне. Несмотря на проблемы с запчастями, «Томкэты» до сих пор эксплуатируются иранскими ВВС.
Иран заказал 80 истребителей вместе с вооружением и запчастями в 1974 году. Весь парк самолетов начал службу тремя годами позже, к этому времени было обучено более 120 экипажей и почти столько же наземного персонала. Несмотря на исламскую революцию 1979 года, в результате которой были прекращены все отношения с США, иранские Tomcat оставались боеспособными. Через год они приняли участие в войне с Ираком, во время которой их пилоты уничтожили свыше 200 целей. Хотя количество целей осталось неуточненным, более 25 из них были уничтожены ракетами AIM-54 Phoenix. В 2008 году на вооружении Ирана находилось более 40 самолетов. И в конце 2006-2007 годов они не только провели несколько бескровных воздушных встреч с американскими и британскими истребителями, действующими вдоль границ Ирана, но также сбили два разведывательных беспилотных летательных аппарата (предположительно США) в воздушном пространстве Ирана.
Снятие с вооружения
Первоначально окончание эксплуатации F-14 было запланировано на 2008 год, но успешное введение в строй истребителей F-18E/F Super Hornet позволило сделать это раньше установленного срока.
F-14 официально снят с вооружения ВМС США 22 сентября 2006 года, последний полёт эскадрильи VF-31 и VF-213 оснащённые F-14D совершили 10 марта того же года, все самолёты моделей A и B были выведены в резерв ещё раньше.
Технические характеристики
Экипаж: 2 человека (пилот и оператор вооружения) Длина: 19,1 м Размах крыла: в сложенном положении: 11,65 м в развёрнутом положении: 19,45 м Высота: 4,88 м Площадь крыла: 54,5 м² Профиль крыла: NACA 64A209.65 mod корень крыла, 64A208.91 mod законцовка крыла Масса пустого: 19838 кг Масса снаряжённого: 27700 кг Максимальная взлётная масса: 33720 кг Двигатель: 2× двухконтурных турбореактивных с форсажной камерой General Electric F110-GE-400 максимальная тяга: 61,4 kN тяга на форсаже: 124,7 kN
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 2485 км/ч (2,34 Маха) (на высоте) Боевой радиус: 926 км Перегоночная дальность: 2960 км Практический потолок: 16150 м Скороподъёмность: 229 м/с Нагрузка на крыло: 553,9 кг/м² Тяговооружённость: 0,91
Вооружение
Пушечное: 1 шестиствольная пушка M61A-1 Vulcan калибра 20 мм, 675 снарядов Боевая нагрузка: 5900 кг различного вооружения: Ракеты "воздух-воздух": AIM-54 Phoenix, AIM-7 Sparrow, AIM-9 Sidewinder Бомбовое вооружение: GBU-10, GBU-12, GBU-16, GBU-24, GBU-24E Paveway I/II/III LGB, GBU-31, GBU-38 JDAM, Mk-20 Rockeye II, Mk-82, Mk-83 и Mk-84 Варианты вооружения: 2× AIM-9 + 6× AIM-54 2× AIM-9 + 2× AIM-54 + 4× AIM-7 2× AIM-9 + 4× AIM-54 + 2× AIM-7 2× AIM-9 + 6× AIM-7 4× AIM-9 + 4× AIM-54 4× AIM-9 + 4× AIM-7
Тип Палубный истребитель Разработчик Bob Kress Производитель Grumman Corporation Первый полёт 21 декабря 1970 года Начало эксплуатации сентябрь 1974 Конец эксплуатации 22 сентября 2006 года, ВМС США Статус на вооружении ВВС Ирана Основные эксплуатанты ВМС США ВВС Ирана Единиц произведено 712 Стоимость единицы $ 38 миллионов в 1998
|