«Супер Хорнет» является, в значительной степени, новым самолётом. Размах крыла на 20% больше, масса пустого самолёта - на 3200 кг, максимальная взлётная масса - на 6800 кг больше по сравнению с исходной моделью. По запасу топлива новая машина превосходит «Хорнет» на 33%, что позволило увеличить боевой радиус на 41%, а продолжительность полёта - на 50%. По массе пустого самолёта «Супер Хорнет» приблизительно на 5000 кг легче истребителя F-14 Tomcat, одновременно по характеристикам массы полезной нагрузки и дальности полёта «Супер Хорнет» приближается к F-14, хотя и не превосходит предшественника.
На F/A-18E/F «Super Hornet» установлены два двигателя Дженерал Электрик F414, мощность ТРДДФ F414 увеличена на 35 % по отношению к двигателю F404-400, применявшемуся на истребителях-бомбардировщиках F/A-18А/В. Мероприятия по снижению радиолокационной заметности Важной особенностью самолёта Super Hornet является заложенный при его проектировании комплекс мер, направленных на обеспечение выживаемости машины в боевых условиях. ВМС США на этапе проектирования использовали «сбалансированный подход» к обеспечению выживаемости самолёта. Это означает, что предпочтение не было отдано технологии низкой заметности, за счёт исключения других важных аспектов выживаемости. Напротив, проект представляет комбинацию низкой заметности, усовершенствованных средств ведения радио электронной борьбы (РЭБ), мероприятий по обеспечению боевой живучести самолёта, использования бортовых систем оружия, действующих за пределами средств ПВО, что наряду с новыми тактическими приёмами боевого применения позволяет в совокупности обеспечить безопасность машины и экипажа.
ЭПР (эффективная площадь рассеяния) самолёта F/A-18E/F заметно снижена с определённых ракурсов облучения, главным образом со стороны передней и задней полусфер. Минимальная ЭПР с передних направлений составляет 1,2 кв. метра[2], что примерно в два раза меньше, чем у истребителя F/A-18С/D. Воздухозаборники самолёта, являющиеся сильным источником отраженного излучения, выполнены коробчатой формы (четырёхугольного сечения). Каналы воздухозаборников несколько искривлены вниз и вбок, чем обеспечивается отражение ЭМ излучения в сторону от продольной оси самолёта. Внутренние поверхности воздушных каналов выполнены из радиопоглощающих материалов. В воздушном канале, перед лопатками вентилятора двигателя размещены радиальные пластины, также уменьшающие величину отраженного сигнала. Существенно уменьшена ЭПР носовой части фюзеляжа и вертикального оперения. К числу усовершенствований относятся: пилообразные края створок основного шасси и технологических панелей двигателя. Значительное внимание уделено устранению или заполнению поверхностных зазоров между панелями, и полостей-резонаторов. Обеспечена тщательная подгонка и выравнивание стыков большого числа панелей. Вместо решёток, закрывающих различного рода всасывающие и выхлопные наружные отверстия вспомогательного назначения на самолётах F/A-18A-D, на истребителе «Супер Хорнет» применяются ромбовидные экраны с перфорацией, выполненные методом лазерной обработки, являющиеся "прозрачными" для высокочастотного излучения, а также радиопоглощающие покрытия. В конструкции самолёта использованы специальные коррозионностойкие радиопоглощающие материалы. В конструкции отсека радиолокационной станции также реализован ряд технических решений по уменьшению его заметности.
По утверждению разработчика, на самолёте «Супер Хорнет» реализованы наиболее масштабные меры по снижению ЭПР среди всех современных самолётов-истребителей, кроме самолётов F-22 и F-35. Хотя машина F/A-18E/F не является истребителем «стелс» (как, например, F-22), ЭПР «Супер Хорнита» с передних ракурсов облучения на порядок меньше величины ЭПР истребителей предыдущего поколения.
Технические характеристики Экипаж: 1 человек Длина: 18,31 м Размах крыла: 13,62 м со сложенным крылом: 9,32 м Высота: 4,88 м Площадь крыла: 46,45 м² Масса пустого: 13 387 кг Масса снаряжённого: 14 790 кг Нормальная взлётная масса: 21 320 кг Максимальная взлётная масса: 29 937 кг Масса топлива: во внутренних баках: 6 559 кг на внешней подвеске: 7 430 кг (до 5х 1 816 кг ПТБ) Двигатели: 2× ТРДД General Electric F414-GE-400 Тяга максимальная: 2× 6400 кгс (2× 62,3 кН) Тяга на форсаже: 2×10000 кгс (2× 97,9 кН)
Лётные характеристики Максимальная скорость: 1 915 (1950) км/ч (1,8+ М) Боевой радиус: 1230 км Практическая дальность: 2 346 км (с 2× AIM-9) Перегоночная дальность: 3 300 км Продолжительность патрулирования: 2,25 часа Практический потолок: 15 240 м Нагрузка на крыло: 453 кг/м² Тяговооружённость: 0,93 Максимальная эксплуатационная перегрузка: 7,6 g
Вооружение Пушечное: 1× шестиствольная 20 мм модернизированная пушка М61А1 Вулкан уменьшенной массы, боезапас 570 патронов Узлов внешней подвески: 11 Боевая нагрузка: 8 051 кг различного вооружения: 2× ракеты «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder на концах крыльев ракеты «воздух-воздух» AIM-7, AIM-120 AMRAAM ракеты «воздух-поверхность»: AGM-65E Maverick, AGM-88 HARM, AGM-84H SLAM-ER, AGM-154 JSOW, AGM-62 Walleye ER/DL и Walleye-1. корректируемые бомбы: 450 кг GBU-32 JDAM, 907 кг GBU-31 JDAM, GBU-12, GBU-24 и GBU-15, кассетные бомбы: CBU-72 и CBU-59 свободнопадающие бомбы Mk.84, Mk.82LD, Mk.82HD, Mk.63, Mk.62, Mk.65, Mk.20 и Mk.83 напалмовые бомбы: BLU ядерные бомбы: В-57(В-61) 100/500 кТ. (предполагаемая информация) НАР: 70 мм LAU-58. Авиационные ловушки TALD
Тип палубный истребитель Разработчик McDonnell Douglas Производитель Boeing Первый полёт 29 ноября 1995 Начало эксплуатации февраль 2000 Статус эксплуатируется Основные эксплуатанты ВМС США Годы производства с 1995 Единиц произведено 500 на 01.04.2011 Стоимость единицы US$55,2 миллиона (2008) Базовая модель F/A-18 Hornet Варианты EA-18G Growler, F-18 HARV
|