Воут F-8 «Крусейдер» (Крестоносец; англ. Vought F-8 Crusader) — американский истребитель палубного базирования, единственный в истории авиации серийный самолёт с изменяемым в полёте углом установки крыла. В ходе Вьетнамской войны, по официальным американским данным, F-8 имел наилучшее соотношение побед и потерь в воздушных боях, превзойдя основной американский истребитель F-4. В составе ВМС Франции эксплуатировался до 1999 года. История
В сентябре 1952 года ВМС США выдвинули технические требования к новому истребителю. Этот самолёт должен был развивать максимальную скорость M=1,2 на высоте 9150 м, скороподъёмность 127 м/с и посадочную скорость не более 160 км/ч. Вооружение должно было состоять из 20-мм пушек. Исходя из этих требований, конструкторская группа фирмы Воут во главе с Джоном Расселом Кларком разработала проект V-383. Наиболее необычной чертой этого самолёта было крыло с изменяемым углом установки, которое позволяло улучшить взлётно-посадочные характеристики. Также был представлен проект разведывательной версии V-382. Основными конкурентами этой машины выступали Грумман F-11 «Тайгер», Макдоннел F-3 «Демон» и Норт Америкэн F-100 «Супер Фьюри» (палубная версия «Супер Сейбра»).
В мае 1953 года проект Воут был объявлен победителем в конкурсе, и в июне фирма получила заказ на три прототипа XF8U-1. Новая машина выполнила первый полёт 25 марта 1955 года (пилот — Джон Конрад), превысив при этом скорость звука. Испытания проходили быстро и без проблем. Первый серийный самолёт поднялся в воздух 30 сентября 1955 года. Уже в 1957 году F-8 начал поступать на вооружение ВМС. Серийное производство продолжалось до 1965 года, всего был построен 1261 самолёт.
Эксплуатация
США
Пара F-8J из 191-й истребительной эскадрильи ВМС США, 1974/1975 год
«Крусейдер» поступил на вооружение под обозначением F8U; в 1962 году в результате унификации обозначений авиатехники в Вооружённых силах США он превратился в F-8.
Первой новый самолёт получила 32-я истребительная эскадрилья «Меченосцы» (Swordsmen), находившаяся на борту авианосца «Саратога» во время его средиземноморского похода в 1957 году. В том же году F-8 поступил в 122-ю истребительную эскадрилью Корпуса морской пехоты США.
В отличие от большинства других палубных самолётов 1950-х годов, «Крусейдер» состоял на вооружении достаточно долго. В истории американских ВМС он обычно упоминается как «последний пушечный истребитель» — появившийся несколько позднее F-4 не имел встроенного пушечного вооружения, а на самолётах четвёртого поколения F-14 и F/A-18 авиапушка уже не играла значительной роли. «Крусейдер» оставался основным американским палубным истребителем вплоть до появления на флоте значительного количества F-4 «Фантом» II в первой половине 1960-х годов. Он имел высокий уровень аварийности (выше, чем у «Фантома» и «Скайхока»), обычно не прощая пилотам ошибок на посадке, однако при этом обладал уникальной особенностью. В августе 1960 года пилот ВМС США по невнимательности совершил взлёт с авиабазы возле Неаполя (Италия) со сложенными крыльями. Обнаружив нештатную ситуацию лишь на высоте 1,5 км, он сохранил присутствие духа и вместо катапультирования начал слив топлива, одновременно проверяя управляемость машины. Этот полёт продолжался 24 минуты и завершился благополучной посадкой без потери машины. Всего в биографии «Крусейдера» было по крайней мере восемь подобных случаев с американскими самолётами и один с французским.
Известна ещё одна необычная история, произошедшая с F-8 в лётной школе. Курсант во время отработки посадки на палубу авианосца (выполняемой на сухопутном макете палубы) дважды не сумел зацепить гаком посадочные тросы. Делая третий заход, он потерял управление и катапультировался. Его F-8H, лишившись пилота, самостоятельно «совершил посадку» на ВПП и зацепил трос, получив при этом лишь небольшие повреждения.
Последние американские истребители F-8 были выведены из состава боевых подразделений в 1976 году. Разведывательные «Крусейдеры» прослужили дольше и были окончательно сняты с вооружения Резерва ВМС в марте 1987 года.
Филиппины
В 1977 году ВВС Филиппин закупили 35 самолётов F-8H из числа находившихся на хранении. 25 истребителей были приняты на вооружение, а остальные 10 — разобраны на запчасти. Подготовка пилотов проходила в США. В 1988 году эксплуатация филиппинских самолётов была приостановлена, а в 1991 году машины получили повреждения во время извержения вулкана Пинатубо и были окончательно списаны.
Франция
42 самолёта F-8E(FN), полученные ВМС Франции в 1964—1965 годах, были последними серийными «Крусейдерами». Они состояла на вооружении 12-й и 14-й эскадрилий, в разное время базировавшихся на авианосцах «Клемансо» и «Фош». Вместо ракет AIM-9 французские самолёты могли нести две R530 или R550.
С 1991 года 17 остававшихся в строю машин прошли модернизацию для продления жизненного цикла и получили новое обозначение F-8P. В декабре 1999 года последние французские «Крусейдеры» были сняты с вооружения, что стало концом сорокалетней эксплуатации этого типа самолётов. Боевое применение
Куба
Разведчики RF-8A сыграли важную роль в ходе Карибского кризиса осенью 1962 года. С 23 октября они выполняли разведывательные вылеты над Кубой в рамках операции «Голубая луна» (Blue Moon). К каждой из целей было «прикреплено» два RF-8 из состава 62-й эскадрильи фоторазведчиков, пара выполняла по два вылета в день, взлетая с авиабазы Ки-Уэст и возвращаясь в Джексонвилль. Известен по крайней мере один случай, когда самолёты подверглись обстрелу с земли, при этом один получил боевые повреждения, но сумел вернуться на базу.
После завершения кризиса RF-8 контролировали вывод советских баллистических ракет с Кубы. Интересно, что отображение числа боевых вылетов на фюзеляже самолёта велось в виде мёртвых цыплят — намёк на известный случай, когда Фидель Кастро во время своего пребывания в Нью-Йорке в 1960 году (куда он приехал на заседание Генеральной Ассамблеи ООН) потребовал, чтобы предназначенных ему на обед цыплят убивали и готовили у него на виду во избежание попытки отравления.
Юго-Восточная Азия
После возобновления гражданской войны в Лаосе весной 1964 года «Крусейдеры» начали выполнять разведывательные вылеты над этой страной в рамках программы «Команда янки» (Yankee Team). В июне два F-8 были сбиты огнём с земли; пилот одного из них был спасён, пилот другого попал в плен к солдатам Патет-Лао, но сумел бежать.
2 августа 1964 года четвёрка F-8 с авианосца «Тикондерога» приняла участие в первом Тонкинском инциденте, атаковав северовьетнамские торпедные катера пушечным огнём и неуправляемыми ракетами.
«Крусейдеры» ВМС и морской пехоты активно использовались в ходе Вьетнамской войны. Самолёты военно-морских сил в основном действовали над Северным Вьетнамом, выполняя эскортирование групп штурмовиков, обеспечивая ПВО авианосных группировок, а также привлекаясь к ударам по наземным целям. Широкое применение получили разведывательные варианты. F-8 морской пехоты базировались в Чулай и Дананге и действовали почти исключительно в Южном Вьетнаме (хотя известно, что несколько самолётов были потеряны и на севере), оказывая поддержку наземным подразделениям. Стандартным вооружением были неуправляемые ракеты «Зуни» и бомбы Mk.82.
F-8 были первыми американскими самолётами, встретившимися в воздушном бою с авиацией Северного Вьетнама. Это произошло 3 апреля 1965 года; по вьетнамским данным, в тот день истребителями МиГ-17 был сбит один и повреждён другой «Крусейдер», но американская сторона признала лишь повреждение одного самолёта. Первую воздушную победу на F-8 одержал коммэндер Гарольд Марр из 211-й истребительной эскадрильи, 12 июня 1966 года сбивший МиГ-17. Марру удалось подловить противника, когда тот израсходовал значительную часть топлива и попытался выйти из боя; выпущенный с расстояния в полмили (800 метров) «Сайдуиндер» оторвал МиГу хвостовую часть фюзеляжа и часть правой плоскости крыла. Всего на счёт «Крусейдеров» во Вьетнаме было записано 19 сбитых истребителей противника при потере всего 3 самолётов в воздушных боях, то есть соотношение побед и потерь составило 6,3:1. Уступив палубным модификациям F-4 в абсолютном числе побед, «Крусейдеры» превзошли их в относительной результативности. Преимуществами F-8 в сравнении с «Фантомом» были лучшая манёвренность (сравнимая с манёвренностью МиГ-17) и наличие встроенного пушечного вооружения, хотя и не слишком надёжного.
В конце 1960-х и начале 1970-х годов F-8 уже снимались с вооружения ВМС США. Несмотря на это, они всё же приняли участие в новой кампании бомбардировок Северного Вьетнама в 1972 году («Лайнбэкер» I) на «вторых ролях». Всего за восемь лет войны ВМС и КМП потеряли в Юго-Восточной Азии около 170 «Крусейдеров», примерно половина этих потерь произошла по небоевым причинам.
Технические характеристики Экипаж: 1 (пилот) Длина: 16,53 м Размах крыла: 10,87 м сложенный: 6,86 м Высота: 4,8 м Площадь крыла: 34,84 м² Стреловидность по линии 1/4 хорд: 42° Коэффициент удлинения крыла: 3,4 Средняя аэродинамическая хорда: 3,59 м Профиль крыла: NACA 65A-006 корень крыла, NACA 65A-005 законцовки База шасси: 5,51 м Колея шасси: 2,95 м Масса пустого: 8538 кг Масса снаряжённого: 9134 кг Нормальная взлётная масса: 13 646 кг (с 2×AIM-9) Максимальная взлётная масса: 15 549 кг Максимальная посадочная масса: 11 793 кг Масса в бою: 11 704 кг Масса топлива во внутренних баках: 4158 кг Объём топливных баков: 5103 л Силовая установка: 1 × ТРДФ Pratt & Whitney J57-P-420 Бесфорсажная тяга: 1 × 55,2 кН (5625 кгс) (максимальная) нормальная: 1 × 40,7 кН (4150 кгс) Форсажная тяга: 1 × 87,2 кН (8890 кгс) Длина двигателя: 6,85 м Диаметр двигателя: 1,03 м Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0133 Эквивалентная площадь сопротивления: 0,465 м²
Лётные характеристики Максимальная скорость: 1859 км/ч (на высоте 11000 м) у земли: 1226 км/ч Крейсерская скорость: 895 км/ч Скорость сваливания: 267 км/ч Боевой радиус: с 2×AIM-9: 663 км с 4×AIM-9: 635 км с 8×Mk-82: 117 км Практическая дальность: с 2×AIM-9: 2224 км с 4×AIM-9: 1930 км с 8×Mk-82: 1139 км Перегоночная дальность: 2295 км Практический потолок: 12 802 м Скороподъёмность: 118,4 м/с Время набора высоты: 6096 м за 2,8 мин 9144 м за 4,7 мин Нагрузка на крыло: 391,7 кг/м² (при нормальной взлётной массе) Тяговооружённость: 0,41 / 0,65 (на максимале / с форсажем) Длина разбега: 780 м (при нормальной взлётной массе) Длина пробега: 1432 м Аэродинамическое качество: 12,8
Вооружение Стрелково-пушечное: 4 × 20 мм пушки Mk-12 с 500 патр. Точки подвески: 6 (2 под крылом, 4 на фюзеляже) Управляемые ракеты: до 4 × AIM-9 Неуправляемые ракеты: на фюзеляже: 4 × 2×127 мм ракет «Зуни» в блоках LAU-33 2 × 2×127 мм ракет «Зуни» в блоках LAU-35 под крылом: 4 × 7×70 мм ракет «Гидра» в блоках LAU-32/56/68 4 × 19×70 мм ракет «Гидра» в блоках LAU-3/60/61/69 4 × 4×127 мм ракет «Зуни» в блоках LAU-10 Бомбы: свободнопадающие: фугасные: 8 × 241 кг Mk 82 или 119 кг Mk 81 4 × 460 кг Mk 83 или 340 кг M117 2 × 925 кг Mk 84 зажигательные: 4 × Mk-77 2 × Mk-79 касетные: 8 × Mk-20 Rockeye II 4 × CBU-24/29/49
Тип палубный истребитель Разработчик Chance Vought Первый полёт 25 марта 1955 Начало эксплуатации март 1957 Конец эксплуатации 19 декабря 1999 Статус снят с вооружения Основные эксплуатанты ВМС США КМП США ВМС Франции Единиц произведено 1261 Варианты LTV A-7 Corsair II
Трудно найти человека,который бы действительно понимал тебя.Обычно люди судят лишь своими мерками, а других просто не принимают в расчет. http://surveyauto.ru/novinki/bentley-mulsanne-dlya-le-mana.html - Специальный вариант Bentley Mulsanne, для победителей Ле-Мана.
1Классс... конь в противогазеееееееееееее(06.11.2013 10:36)
0
Соседи снизу подумали, что моя личная жизнь наладилась, хотя в действительности я просто купил скакалку. http://surveyauto.ru/avtosalony/lexus-draznit-novoj-tajnoj-koncepciej.html - Lexus дразнит новым концепт-каром
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]