ВМ-Т «Атлант» (он же 3М-Т, «3М, транспортный») — тяжёлый транспортный самолёт ОКБ им. Мясищева. Является модификацией стратегического бомбардировщика 3М. Всего было построено 3 самолёта, один передали для испытаний в ЦАГИ.
Применялся для транспортировки с заводов на космодром Байконур агрегатов ракетно-космических комплексов. На обоих «Атлантах» в 1980-х совершено более 150 полётов по доставке на Байконур всех крупногабаритных элементов космических комплексов «Энергия» и «Буран». За специфический внешний вид — присущий бомбардировщику «поджарый» фюзеляж с громоздким контейнером на спине — ВМ-Т получил название «летающая бочка».
Космические корабли «Буран» перевозились самолётом ВМ-Т на космодром Байконур (аэродром Юбилейный) с подмосковного аэродрома Раменское, а блоки ракеты-носителя «Энергия» — с куйбышевского аэродрома Безымянка.
В настоящее время один из экземпляров ВМ-Т находится на аэродроме 360-го Авиационного ремонтного завода в пос. Дягилево Рязанской области
ТТХ
Год принятия на вооружение — 1982 Размах крыла — 53,14 м Длина самолёта — 58,70 м Высота самолёта — 14,0 м Площадь крыла — 320,0 кв.м Масса, кг пустого самолёта — 74 500 максимальная взлётная — 210 000 Тип двигателя — 4 ТРД ВД-7 Тяга — 4 х 11000 кгс Максимальная скорость — 925 км/ч Практическая дальность — 13 600 км Дальность действия — 9 400 км Практический потолок — 12 000 м Экипаж — 8 чел Полезная нагрузка: 40 000 кг груза
Тип грузовой самолёт Разработчик ОКБ Мясищева (англ.)русск. Производитель Завод № 23 Главный конструктор Мясищев Первый полёт 1981 Начало эксплуатации январь 1982 Конец эксплуатации 1989 Статус не эксплуатируется Основные эксплуатанты ВВС СССР Единиц произведено 3 Базовая модель 3М