Главная энциклопедия авиации Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSЧетверг, 28.03.2024, 23:15
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Пассажирский самолёт [182]
Сверхлёгкий самолёт [8]
Пассажирский бизнес-самолёт [49]
Истребитель-бомбардировщик [42]
Учебно-тренировочный самолёт [83]
Лёгкий самолёт общего назначения [100]
Планер [12]
Бомбардировщик \ Стратегический бомбардировщик [167]
Военный планёр [2]
Воздушный авианосец [0]
Гидросамолёт \ Летающая лодка [70]
Истребитель \ Палубные истребители [290]
Пикирующий бомбардировщик [14]
Самолёт-разведчик \ Патрульный самолёт [75]
Транспортный самолёт [71]
Штурмовик [43]
Сельскохозяйственные самолёты [9]
Грузовой самолёт [4]
Экспериментальные самолёты \ Экспериментальный вертолёт [117]
Cпортивный самолёт [15]
Почтовые самолёты [3]
Другая военная авиация [29]
Автожир [2]
Другая гражданская авиация [3]
Беспилотные самолёты [97]
Транспортный вертолёт [45]
Ударные вертолёты [30]
Летающие краны [3]
Гражданские вертолёты [54]
Вертолёты связи и наблюдения [12]
Многоцелевой вертолёт [5]

Поиск

Блог
Главная » 2012 » Апрель » 27 » Су-9
08:24
Су-9

Су-9 появился в результате исследований, проведённых ЦАГИ во время войны в Корее. Эти исследования определили несколько оптимальных аэродинамических схем для реактивных истребителей. Прототип, обозначавшийся Т-3, совершил свой первый полёт в 1956 году. Су-9 разрабатывался одновременно с Су-7, и оба самолёта впервые показали на воздушном параде в Тушино 24 июня 1956 года. Су-9 был принят на вооружение в 1960 году.

До конца 1959 года более 150 машин было передано в строевые полки, в частности, расположенные в Красноводске (Туркменистан), Озёрном и Стрые (Украина), Барановичах (Белоруссия), Килп-Явр (Мурманск), Карши (Узбекистан). Самолёты перегонялись к местам базирования своим ходом.

К середине 1960-х самолётами Су-9 были вооружены около 30 авиаполков. В частности, в московском округе ПВО: 28-й ИАП (Кричев), 415-й ИАП (Туношна), ИАП во Ржеве; в украинской 8-й армии ПВО: 90-й ИАП (Арциз), 179-й ИАП (Стрый), 894-й ИАП (Озёрное), ИАП (Кировское); в белорусской 2-й армии ПВО: 61-й ИАП (Барановичи), 201-й ИАП (Мачулищи).849-й ИАП (Купино)

В середине 1960-х на аэродроме Крайний звено истребителей-перехватчиков Су-9 несло боевое дежурство для обеспечения противовоздушной обороны космодрома Байконур.

Всего было произведено около 1100 самолётов этого типа. Эти самолёты не поставлялись за рубеж.

До конца 1960-х, когда на вооружение стали поступать МиГ-25, Су-9 оставался самым скоростным и высотным боевым самолётом в СССР. Оставшиеся Су-9 и более поздние Су-11 были сняты с вооружения в 70е годы, некоторые из них были переделаны в дистанционно-управляемые самолёты. Они были заменены более совершенными самолётами Су-15 и МиГ-23.

Боевое применение

В 1960 г. самолёт Су-9 был задействован в борьбе с высотными разведывательными самолётами Локхид U-2, совершавшими полёты над территорией СССР. 1 мая 1960 г. на высоте 20 000 м лётчик И. Ментюков на истребителе Су-9 пытался таранить самолёт U-2, пилотируемый Пауэрсом и сбитый позднее с помощью ЗРК С-75. Су-9 перегоняли с завода и по этой причине он не имел на борту вооружения и лётчик был без гермокостюма. Однако из-за ошибок оператора наведения и отказа бортовой РЛС таран не состоялся. Была только одна попытка по причине нехватки топлива, так как на такую высоту можно подняться только на полном форсаже.

В конце 60-х гг. с аэродрома Кюрдамир (Бакинский округ ПВО) подняли пару самолётов на перехват двух иранских истребителей, нарушивших воздушное пространство СССР. Ведущий после наведения с земли произвёл пуск РС-2УС, однако бортовая РЛС восприняла две близко летевшие цели как одну, и ракета прошла между самолётами, не поразив ни один из них.

Возможно, Су-9 участвовали в других эпизодах перехвата (или даже сбивали) самолёты-разведчики, однако точных данных на этот счёт нет. Самолёты этого типа активно использовались для перехвата автоматических дрейфующих аэростатов.

Рекорды

В 1959 г. В. С. Ильюшиным на модифицированном Су-9 (Т-431) установлен мировой рекорд высоты — 28857 м;
в 1962 г. — абсолютный мировой рекорд высоты установившегося горизонтального полёта — 21 270 м;
в 1960 г. Б. М. Адриановым на Т-405 (Су-9) — абсолютный мировой рекорд скорости на 100-км замкнутом маршруте — 2092 км/ч;
в 1962 г. А. А. Козновым — мировой рекорд скорости на 500-км замкнутом маршруте — 2337 км/ч.

Конструкция


Фюзеляж и хвостовое оперение Су-9 сходны по конструкции с использованными на Су-7, но, в отличие от него, Су-9 имел вместо стреловидного треугольное крыло с углом 53°. На нём, как и на Су-7, присутствовали воздушные тормоза, расположенные в задней части фюзеляжа, двигатель АЛ-7Ф, и носовой воздухозаборник.

Су-9 построен на основе более ранней разработки — опытного истребителя перехватчика с треугольным крылом Т-3, с которым он практически идентичен. Первый полет Т-3 состоялся 26 мая 1956 года, пилот ОКБ В. Н. Михалин. В ОКБ Сухого Су-9 имел обозначение Т-43.

Треугольное крыло было применено на Су-9 по причине его низкого лобового сопротивления на сверхзвуковых скоростях. Больший объём крыла также позволил существенно увеличить топливовместимость по сравнению с Су-7. Су-9 разгонялся до скорости М=2,1 на высоте, однако запас топлива был невелик и сильно ограничивал радиус действия. В отличие от Су-7, который имел большие усилия на ручке, управление Су-9 было лёгким и отзывчивым, однако ошибок пилотам он не прощал.

В носовом радиопрозрачном регулируемом конусе воздухозаборника была установлена РЛС ЦД-30. На двух фюзеляжных пилонах располагались подвесные топливные баки. Самолёт входил в состав комплекса средств перехвата Т3-51, включающего также систему управления оружием, УР и наземную систему целеуказания и наведения «Воздух» с радиокомандной линией автоматизированного наведения «Лазурь». Су-9 оснащался катапультным креслом КС-2 (КС-2А).

Вооружение

Вооружение состояло из четырёх УР класса «воздух-воздух» РС-2УС класса «воздух-воздух», наводимых по радиолучу, или из двух РС-2УС и Р-55 с тепловой головкой самонаведения (вариант РС-2УС). Как и все наводимые по лучу ракеты, РС-2УС была практически бесполезна в воздушном бою.

В отличие от Су-7 и Су-15, Су-9 не нёс пушечного вооружения. Тем не менее, в конце 60-х -начале 70-х гг. на Су-9 опробовали пушечные контейнеры УПК-23-250. Контейнер подвешивался взамен одного ПТБ, при этом второй бак тоже снимался. Программа испытаний, проведённая в ГК НИИ ВВС, в которой участвовали лётчики С. А. Лаврентьев, В. В. Мигунов, В. К. Рябий, включала стрельбы по парашютным мишеням, Ла-17 и наземным целям. И хотя такое вооружение оказалось для самолёта отнюдь не лишним, но так как без ПТБ уменьшалась дальность действия, применение пушечных контейнеров на Су-9 не получило распространения.

В 1966—1967 гг. на двух серийных самолётах прошли заводские и государственные испытания бомбардировочного вооружения для Су-9. Для эксплуатации в строю был рекомендован смешанный вариант: 2хФАБ-250 + 2хРС-2УС.

Варианты

Т-3
1956 г., первый опытный вариант, воздухозаборник без центрального тела и со скруглёнными кромками обечайки, двигатель АЛ-7Ф.
Т-43
1956-57 гг., воздухозаборник с центральным телом и острыми кромками обечайки, двигатель АЛ-7Ф-1. Построено 6 самолётов.
Т-47
1957 г., вариант с РЛС Алмаз в подвижном конусе большого диаметра.
Су-9
Основная серийная модификация, построено около 1100 штук.
У-43
Опытный образец учебно-боевой спарки. Фюзеляж удлинён на 600 мм, лётчики располагаются тандемом.
Су-9У
Двухместный учебный вариант, обозначенный Су-9У (Maiden по классификации НАТО), построено 50 самолётов. Имел полный комплект вооружения и РЛС с дисплеями в обеих кабинах, что позволяло курсантам практиковаться во всех аспектах управления самолётом, однако вторая кабина заставила ещё более урезать и без того небольшой запас топлива, что сделало самолёт практически неприменимым в бою.
Т-431
Версия Су-9, предназначенная для установления мирового рекорда высоты. Построен в 1962 году.
Су-11
Модернизация Су-9.


Технические характеристики

Экипаж: 1 пилот
Длина: 18,055 м
Размах крыла: 8,536 м
Высота: 4,82 м
Площадь крыла: 34,0 м²
Угол стреловидности по передней кромке: 60°
Масса пустого: 7 675 кг
Масса снаряжённого: 8 342 кг (расч.)
Нормальная взлётная масса: 11 442 кг
Максимальная взлётная масса: 12 512 кг (с ПТБ)
Масса топлива во внутренних баках: 3 100 кг
Объём топливных баков: 3 780 л
Силовая установка: 1 × ТРДФ АЛ-7Ф-1
Бесфорсажная тяга: 1 × 6 800 кгс (66,7 кН)
Форсажная тяга: 1 × 9 600 кгс (94 кН)

Лётные характеристики
Максимальная скорость: 2 230 км/ч на 12 000 м
Практическая дальность:
без ПТБ: 1 350 км
с ПТБ: 1 800 км
Практический потолок: 20 000 м
Скороподъёмность: 200 м/с
Нагрузка на крыло: 336,5 кг/м² (расч.)
Тяговооружённость: 0,60 / 0,84 (расч.)
Длина разбега: 1 200 м
Длина пробега: 1 250 — 1 250 м (без тормозного парашюта)

Вооружение
Точки подвески: 6
Управляемые ракеты: ракеты «воздух-воздух»:
2-4 × РС-2УС
2 × К-55

Тип истребитель
Разработчик ОКБ Сухого
Производитель Заводы №153 (Новосибирск)
и №30 (Москва)
Первый полёт 10 октября 1957 года
Начало эксплуатации 1959 год
Конец эксплуатации 1981 год
Статус снят с вооружения
Основные эксплуатанты Войска ПВО СССР
Годы производства 1958 — 1962
Единиц произведено ~1150
Варианты Су-11
Категория: Истребитель \ Палубные истребители | Просмотров: 1699 | Добавил: ucoz | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Апрель 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта
Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024                      материал доступен по свободной лицензии

    Бесплатный хостинг uCoz