Су-30 (по кодификации НАТО — Flanker-C) — советский/российский двухместный многоцелевой истребитель. Создан на базе учебно-боевой модификации Су-27УБ путем глубокой модернизации последнего. Предназначен для управления групповыми боевыми действиями истребителей при решении задач завоевания господства в воздухе, обеспечении боевых действий других родов авиации, прикрытии наземных войск и объектов, уничтожении десантов в воздухе, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных или надводных целей.
В отличие от Су-27УБ, Су-30 способен выполнять боевые действия, связанные с большой дальностью и продолжительностью полёта и эффективным управлением группой истребителей. На Су-30 применялись системы дозаправки топливом в воздухе, навигационные системы, был расширен состав аппаратуры управления групповыми действиями, а также была усовершенствована система жизнеобеспечения. За счёт установки новых ракет и системы управления вооружением, была значительно повышена боевая эффективность самолёта.
Модификации
Су-30К (коммерческий) — коммерческий вариант двухместного истребителя-перехватчика на базе Су-27УБ с системами дозаправки топливом в полете и спутниковой навигации (GPS). Су-30МК (модернизированный, коммерческий) — двухместный ударный самолёт, предназначенный для поставок на экспорт. Су-30МКА (модернизированный, коммерческий, алжирский) — версия Су-30МК для Алжира.РЛС БРЛС Н-011М Су-30МКИ (модернизированный, коммерческий, индийский; Flanker-H) — версия Су-30МК для Индии.Многофункциональный двухместный истребитель с передним горизонтальным оперением и двигателем с отклоняемым вектором тяги, с БРЭО производства в рамках международной кооперации Россия-Франция-Израиль-Индия, с новой БРЛС Н-011М "Барс" с пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР), и расширенным составом вооружения класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность". Су-30МКК (модернизированный, коммерческий, китайский; Flanker-G) — версия Су-30МК для Китая.Двухместный истребитель, без переднего горизонтального оперения, с расширенными возможностями работы по наземным целям БРЛС Н001М модернизирована в БРЛС Н001ВЭ. Су-30МК2 — усовершенствованная версия Су-30МК.РЛС Н001 Су-30МКМ (модернизированный, коммерческий, малазийский) — версия Су-30МК для Малайзии. Основана на версии Су-30МКИ.РЛС БРЛС Н-011М Су-30МКВ (модернизированный, коммерческий, венесуэльский) — версия Су-30МК2 для Венесуэлы. Су-30М2 — версия Су-30МК2, предназначенная для ВВС России. В 2010 году завершены заводские лётные испытания первого серийного Су-30М2 Су-30СМ — модернизированный Су-30МКИ, предназначенный для ВВС России. Су-30КН (коммерческий) — двухместный истребитель на базе Су-30К с модернизированным составом БРЭО и РЛС с дополнительным автономным радиолокационным каналом.Установлен приёмник А-737 спутниковой навигационной системы с поддержкой ГЛОНАСС и NAVSTAR. В радиолокационную станцию Н001 добавлен вычислитель для новых режимов работы (картографирования земной поверхности и селекции движущихся целей).В обеих кабинах самолёта телевизионные экраны индикаторов прямой видимости заменены на жидкокристаллические цветные дисплеи МФИ-55, впоследствии на МФИ-68.В системе управления оружием (СУО) добавлен вычислитель МВК для сопряжения СУО с новыми управляемыми ракетами классов "воздух-воздух" и "воздух-земля".
На экспортных модификациях Су-30 широко применяется оборудование иностранного производства — бортовые компьютеры, навигационное оборудование и т. д. ОКБ «Сухой» сотрудничает с поставщиками из Франции, Индии, Израиля.
Лётно-технические характеристики
Технические характеристики Экипаж: 2 человека Длина: 21,9 м Размах крыла: 14,7 м Высота: 6,36 м Площадь крыла: 62 м² Масса: пустого: 16380 кг Нормальная взлётная масса: 24900 кг Максимальная взлётная масса: 34500 кг Предельная взлетная масса: 38800 кг топлива: 9640 кг Нагрузка на крыло: при максимальной взлётной массе: 532 кг/м² при нормальной взлётной массе: 398 кг/м² Двигатели: 2 × ТРДДФ «АЛ-31Ф» (АЛ-31ФП на Су-30М2) Тяга максимальная: 2 × 7770 кгс Тяга на форсаже: 2 × 12 500 кгс Масса двигателя: 1520 кг Углы отклонения вектора тяги: ±16° в любом направлении, ±20° в плоскости Скорость отклонения вектора тяги: 60 °/с Тяговооружённость: при нормальной взлётной массе: 1,00 при максимальной взлётной массе: 0,84 при предельной взлётной массе: 0,76 Лётные характеристики Максимальная скорость: на высоте: 2125 км/ч (2,0 М) у земли: 1350 км/ч (1,13 М) Дальность полета: у земли: 1270 км на высоте: 3000 км боевой радиус: 1500 км Продолжительность полёта: 3,5 ч (без дозаправок) Практический потолок: 17300 м Скороподъёмность: 13800 м/мин Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 g Вооружение Пушечное: 30-мм встроенная пушка ГШ-30-1 Точки подвески: 12 Боевая нагрузка: 8000 кг Подвесные вооружения: 6 управляемых ракет средней дальности Р-77, Р-27Р или Р-27ЭР, Р-27Т или Р-27ЭТ с ТГС и 6 ракет ближнего боя Р-73 с ТГС; Свободнопадающие бомбы массой по 500 кг (до 8 единиц) или по 250 кг (28 единиц); Контейнеры КМГ-У (до 7 единиц) или блоки НАР С-13 и С-8 (до 4 единиц); Возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса.
БРЛС
Тактико-Технические характеристики (для самолёта Су-30МКИ) Диапазон частот: Х (8 — 12 ГГц) Зона контроля: Электронное сканирование: По азимуту: ± 3 — 10° По углу места: −14 — +40 ° Механическое сканирование: По азимуту: ± 70 ° Количество каналов приёмника: 3 Количество целей, обрабатываемых одновременно: Сопровождаемых: 15 Обстреливаемых: 4 Коэффициент шума приёмника: не более 3 дБ Мощность передатчика: Импульсная: 4,5 кВт Средняя: 1,5 кВт Подсвета и наведения: 1 кВт Дальность обнаружения целей: «Истребитель» типа Миг-29 в ППС (в зоне 300 кв. градусов): 140 км (60 км в ЗПС) «Железнодорожный мост»: 80-120 км «Группа танков»: 40-50 км «Эсминец»: 80-120 км "Авианосец" 250 км Максимальная разрешающая способность: 10-20 м
ОЛС-30 52Ш
Назначение: круглосуточное обнаружение воздушных целей по их тепловому излучению автоматическое сопровождение воздушных целей лазерное дальнометрирование воздушных и наземных целей для стрельбы из пушечной установки лазерный подсвет наземной цели для применения УР с лазерной ГСН Состав: система стабилизации поля зрения теплопеленгатор для воздушной цели лазерный дальномер-подсветчик для воздушной и наземной цели
Тактико-Технические характеристики Диапазон углов визирования, град: по углу места: −15… +60 по азимуту: ± 60 Диапазон рабочих температур: −50… +60 Габариты ОЭУ: 841×916×575 мм Масса комплекта: 200кг
Тип многоцелевой истребитель Разработчик / ОКБ Сухого Первый полёт 1989 год Начало эксплуатации 1992 год Статус эксплуатируется, производится Основные эксплуатанты Алжир Индия Россия КНР Венесуэла и др.↓ Годы производства с 1992 Единиц произведено около 440 (на начало 2012 года) Стоимость единицы $83 млн. (2012 год) Базовая модель Су-27
|