Два мотора «Рено» по 220 л. с. были расположены в носу и сзади фюзеляжа по схеме «тяни-толкай», хвост был заменен двубалочной схемой («рама»). Самолет выполнен очень чисто аэродинамически, площадь крыла — всего 9,0 кв. метров. В результате было достигнуто исключительно низкое сопротивление, такое же как у одноместного истребителя САМ-12 с таким же двигателем в 220 л. с., но одним. Вооружен четырьмя пулемётами «УльтраШКАС» имевшими скорострельность 50 выстр./сек каждый (самый скоростной из когда-либо выпускавшихся серийно одноствольных пулеметов), общая огневая производительность — 200 пуль в секунду, каждая весом ~9,6 г. Максимальная скорость у земли замерялась только с выпущенной носовой стойкой шасси и составила от 520 до 560 км/ч . Мотор высотный, расчетная скорость на высоте ок. 5 км — 700 км/ч. На испытаниях в аэродинамической трубе получено 680 км/ч для высоты. Полная масса — 1183 кг. Дальность 850 км. Для самолета характерна крайне высокая весовая отдача в 57%.
Проходил заводские испытания весной 1940 г., государственных и прочих не было, потому что заместитель наркома авиационной промышленности А. С. Яковлев «спустил их на тормозах», так как в этом случае его истребители типа Як-1 с максимальной скоростью на 100 км/ч ниже, чем у крохотного САМ-13 выглядели бы не вполне отвечающим условиям времени. По всей видимости, это самый скоростной и самый дешевый из доступных для серийного производства истребителей созданных до 1942 г.
Обычной проблемой самолетов с двигателями расположенными по схеме «тяни-толкай» было то, что поток воздуха от кормового винта снижал управляемость — сталкивались встречные потоки воздуха от носового и кормового двигателей и эффективность хвостового оперения резко падала. Поскольку на САМ-13 применена схема «рамы», то оба двигателя находятся по одну сторону от хвоста, и такая проблема, стоившая, возможно, карьеры Do-335 Pfeil (самолет немного «вихлял» на больших скоростях) на САМ-13 не возникала. Меж тем, значимость этого момента для схемы «тяни-толкай» была крайне велика: «…проблему составляла недостаточная устойчивость самолета в горизонтальном полете. Это обязательно сказалось бы на точности огня. Самолёт хорошо слушался элеронов, чего нельзя было сказать о хвостовом оперении. Особенно низкая эффективность отмечалась у руля высоты. Имевшиеся триммеры практически не оказывали влияния на работу рулей и начинали ощущаться только при одном переднем работающем двигателе… Тут провели первые пробные стрельбы. К сожалению, неустойчивость самолета снова дала о себе знать, и испытания закончились полным провалом. На любых скоростях, самолет так и не смог поразить цель. Это поставило крест на карьере самолёта как истребителя, по крайней мере, до тех пор, пока проблему не удалось бы разрешить.» (о Do-335 Pfeil ). Дальнейшая судьба
Ключевую для судьбы самолета сцену в кабинете заместителя наркома авиационной промышленности по новой технике А. С. Яковлева описывает в своих мемуарах А. С. Москалев:
«3дравствуйте. Можно?» «Пожалуйста, садитесь!» и сразу же «Вы только на меня не обижайтесь, я здесь ни при чем, Ваш самолет снят с дальнейших испытаний. Таково решение правительства». Беру себя в руки и по возможности спокойно говорю: «Но, Александр Сергеевич, проект этого решения ваш. Вы так докладывали…» «Да, я!» «Но какие на то причины?» Отвечает — «Я думаю, что вы согласитесь с таким решением. Война близка, самолеты нужны хорошо вооруженные. Вы сможете установить на ваш самолет пушки? Нет, не можете, а без пушек современные истребители нам не нужны». Согласен, отвечаю, на этот самолет трудно было установить и четыре пулемета, но закончить испытания в воздухе нужно же. Схема-то САМ-13 оказалась очень интересной. Вам же докладывали о его ЛТХ. Ведь схему нужно до конца проверить, а может быть истребитель и годится как боевой. По скорости он, пожалуй, побьет многие современные истребители, да и стоимость его небольшая… В конце концов такую схему можно использовать с более мощными моторами и т. д. «Изменять решения не будем, фактически о САМ-13 все знаем. ЛТХ неплохие, не спорю, а зачем нам терять время и средства на дополнительные полеты? У нас нет ни времени, ни возможности заниматься малополезными делами». Он помолчал немного, затем продолжил: « — Ну вот, пожалуй, и все. Не советую жаловаться. Я не думаю, чтобы вам от этого была бы какая-нибудь польза, а напортить себе вы сможете»
Тип экспериментальный истребитель Разработчик ОКБ-31 Главный конструктор Москалева А. С. Первый полёт весна 1940 Конец эксплуатации 1941 Статус не сохранился Основные эксплуатанты ЦАГИ Единиц произведено 1
|