Ryan X-13A-RY Vertijet был выполнен по схеме «взлет с хвоста», то есть с вертикальным положением фюзеляжа на взлете и посадке, в англоязычной терминологии — tailsitter. Представлял собой одноместный высокоплан, выполненный по аэродинамической схеме «бесхвостка». Силовая установка- турбореактивный двигатель с отклоняемым вектором тяги (поворотное сопло). Для управления на режиме висения использовался отклоняемый вектор тяги двигателя (развороты по рысканью и тангажу) и газоструйные рули, расположенные на законцовках крыльев — для разворота по крену. В режиме горизонтального полета управление осуществлялось обычными аэродинамическими поверхностями. Для лучшего обзора на взлете и посадке кресло летчика могло отклоняться на поворотном шарнире.
Шасси у самолета отсутствовало. X-13 взлетал с вертикальной платформы, оснащенной поперечным стальным тросом: в носовой части самолета был установлен крюк, за который самолет подвешивался на трос. Увеличив мощность двигателя, летчик поднимал самолет с платформы, отходил от нее в режиме висения, и начинал переход в горизонтальный полет. Посадка производилась в обратном порядке, с медленным подходом к платформе в вертикальном положении, то есть «стоя на хвосте», после зацепления крюком тяга сбрасывалась и самолет снова подвешивался на трос. На взлете и посадке, из-за неудовлетворительного обзора из кабины, летчику ассистировал оператор платформы, подавая знаки при подходе к тросу и управляя тросовой балкой. Взлетно-посадочная платформа могла перевозиться грузовым автомобилем.
Создание и испытания самолета Начало разработки — 1953, первый вертикальный взлет — 1956, 11 апреля 1957 — первый взлет и посадка с использованием платформы. Летчики-испытатели — Peter F. 'Pete' Girard, и W. L. «Lou» Everett. 28-29 июля 1957 самолет демонстрировался в Вашингтоне, где, перелетев реку Потомак, приземлился у здания Пентагона. В 1957 заказчик прекратил финансирование программы разработки и испытаний самолета, и она была закрыта. Оба построенных самолета находятся в музеях США. Летно-технические характеристики
Экипаж: 1 Длина: 7.14 м. Размах крыльев: 6.40 м. Высота:4.62 м Вес пустого: 2,424 кг Максимальный взлетный вес: 3,272 кг. Силовая установка: 1× ТРД Rolls-Royce Avon, тяга 44.6 kN Максимальная скорость: 560 км/ч Дальность: 307 км Практический потолок: 6,100 м. Тяговооруженность: 1.48 Тип экспериментальный СВВП Разработчик Ryan Aeronautical Первый полёт 1956 Конец эксплуатации 1957 Статус музейный экспонат Основные эксплуатанты ВВС США Единиц произведено 2
|