Р-1 — первый советский массовый самолёт конструкции Н.Н.Поликарпова, созданный на основе британского лёгкого бомбардировщика de Havilland D.H.9A образца 1916 года.
История
С самолёта Р-1 практически «из ничего» выросла авиапромышленность СССР. Вплоть до 1930 года Р-1 являлся самым массовым самолётом, выпускаемым в СССР, несмотря на свои заурядные данные. Строился в Таганроге на Авиационном заводе № 31 до 1931 года. Было построено более 1000 самолётов.
Использовался более 10 лет для разведки и корректировки огня артиллерии, в качестве лёгкого бомбардировщика и штурмовика, для подготовки гражданских и военных лётчиков, морского патрулирования, связи, буксировки мишеней, доставки почты, а также в экспериментальных целях.
С середины 1920-х годов стал поставляться в Персию, Афганистан и Монголию.
Описание
Аэродинамическая схема — биплан Конструкция — деревянная Шасси — неубираемое
Боевые действия
1923 — Гражданская война в Афганистане. Самолёты пилотировались советскими лётчиками. 1925 — Гражданская война в Китае. Закупленные в СССР самолёты использовались Гоминьданом. Самолёты пилотировались советскими лётчиками. 1925 — Персия. Закупленные в СССР самолёты использовались персидским правительством Реза-шаха против национально-освободительного движения в Иранском Азербайджане, а позднее — при подавлении восстаний курдских, луристанских и прочих племён. 1925 — операция по усмирению антисоветского восстания в Чечне. 1928 — гражданская война в Афганистане. Самолёты, закупленные в начале 1920-х годов, использовались афганскими пилотами. 1929 — Конфликт на КВЖД. Использовался советской стороной в качестве бомбардировщика, штурмовика, разведчика, связного.
Технические характеристики Экипаж: 2 Длина: 9,24 м Размах крыла: 14,024 м Высота: Площадь крыла: 45,0 м² (обоих крыльев) Масса пустого: 1441 кг Нормальная взлётная масса: 2191 кг Масса топлива во внутренних баках: 360 кг Силовая установка: 1 × жидкостного охлаждения М-5 Мощность двигателей: 1 × 400 л. с. (1 × 294 кВт)
Лётные характеристики Максимальная скорость: 202 км/ч (у земли) Посадочная скорость: 90 км/ч Практическая дальность: 700 км Практический потолок: 4800 м Время набора высоты: 2000 м за 10,2 мин Время виража: 30 с Нагрузка на крыло: 49,2 кг/м² Тяговооружённость: 134 Вт/кг Длина разбега: 250 м Вооружение Стрелково-пушечное: наступательное: 1 × 7,62 мм пулемёт ПВ-1 оборонительное: 2 × 7,62 мм пулемёта ДА-2 или «Льюис» Боевая нагрузка: до 400 кг Тип самолёт общего назначения Разработчик КБ завода № 1 Производитель ГАЗ № 1 (Москва) ГАЗ №10 (Таганрог) Главный конструктор Поликарпов Н. Н. Первый полёт лето 1924 Начало эксплуатации 1924 Конец эксплуатации 1936 Статус снят с вооружения Основные эксплуатанты ВВС РККА Годы производства 1924 — 1932 Единиц произведено 2457 (по другим данным 2656) Базовая модель de Havilland D.H.9A Варианты МР-1 (гидросамолёт)
|