В 1923 году, авиастроительная компания Potez начала выпускать разведывательный биплан Potez 15, который имел успех. Опираясь на опыт разработки этой модели, Анри Потез начал разработку нового более тяжелого и быстрого многоцелевого самолета. Первый прототип Potez XXV или Potez 25 был построен уже в 1924 году. Основным различием были новый более мощный двигатель и новая конструкция крыльев. Вместо классического биплана, Potez представили полутораплан, у которого нижнее крыло было значительно меньше верхнего. Модель производилась в двух модификациях: Potez 25A2 — самолет-разведчик и Potez 25B2 — бомбардировщик-разведчик.
В мае 1925 года прототип был испытан институтом техники и аэронавтики (фр. Service Technique d'Aeronautique), и получил хорошие отзывы за свою маневренность, скорость и надежность. После испытаний, модель была запущена в серийное производство. Для продвижения нового самолета за рубежом, в послевоенных(после первой мировой войны) условиях, Potez 25 выдвигался в большое количество гонок. Среди наиболее известных достижений: ралли Европы (7400 км / 4598 миль) и ралли Средиземного моря (6500 км / 4039 миль) были выиграны пилотами на Potez. В 1920-ых годах, самолеты серии участвовали в хорошо разрекламированном ралли Париж-Тегеран (13080 км / 8127 миль). В июне 1930 года, Анри Гийоме (фр. Henri Guillaumet) потерпел крушение на самолете Potez 25 в Андах, во время переноса авиапочты. Он шел неделю по горам, пока не вышел к деревне через неделю изматывающего пути.
Эти достижения принесли самолету небывалую популярность и сделали его одним из самых успешных французских самолетов эпохи. Самолеты Potez 25 закупили множество стран для своих ВВС, среди них Франция, Швейцария, Бельгия, Бразилия, Хорватия, Эстония, Эфиопия, Финляндия, Греция, Испания, Япония, Югославия, Польша и Португалия, а также Румыния, Турция и СССР. В общей сложности примерно 2500 самолетов были построены во Франции.
Уже в 1925 году Польша купила лицензию на постройку Potez 25 и стала их производитель в Podlaska Wytwórnia Samolotów (построено 150 штук) и Plage i Laśkiewicz aircraft works (построено 150 штук). В 1928 году первый самолет, построенный в Польше, был протестирован институтон авиастроения в Варшаве и его конструкция была немного изменена для нужд польских ВВС. Наприме, были установлены предкрылки. Производство в Польше прекратились в 1932 году. В общей сложности было произведено 300 самолетов, среди них: самолеты-разведчики большой и малой дальности; и дневные бомбардировщики. Так как двигатель Lorraine-Dietrich 12Eb не поставлялся в Польшу, он был заменен более мощным PZL Bristol Jupiter VIIF, начиная с 1936 года
Несколько других стран так же строили Potez 25 по лицензии. Технические характеристики Экипаж: 2 человека Длина: 9,2 м Размах крыла: 14,14 м Высота: 3,59 м Площадь крыла: 51,4 м² Масса пустого: 1 490 кг Масса снаряжённого: 2 558 кг Нормальная взлётная масса: 1 068 кг Силовая установка: 1 × воздушный Lorraine-Dietrich Мощность двигателей: 1 × 478 (1 × 357)
Лётные характеристики Максимальная скорость: 214 км/ч Скорость сваливания: 72 км/ч Практическая дальность: 600 км Практический потолок: 5 500 м Скороподъёмность: 3,5 м/c Нагрузка на крыло: 49,8 кг/м² Тяговооружённость: 0,14 кВт/кг
Тип многоцелевой бомбардировщик Производитель Potez Первый полёт 1924 Начало эксплуатации 1925 Конец эксплуатации 1940-ые Основные эксплуатанты ВВС Франции ВВС Польши Единиц произведено 4000 (2500 во Франции)
|