МиГ-31 (по кодификации НАТО: Foxhound — лисья гончая) — двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Разработан в ОКБ-155 (ныне ОАО «РСК „МиГ“»). Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения.
МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту 800—900 км. История
Работы по созданию истребителя-перехватчика МиГ-31 началась в ОКБ им. А. И. Микояна в 1968 году. На начальной фазе работами руководил главный конструктор А. А. Чумаченко. Затем, на этапе глубокой инженерной разработки и испытаний, — Г. Е. Лозино-Лозинский. В 1975 году, после того как Глеб Евгеньевич начал заниматься разработкой «Бурана», работы по созданию самолёта возглавил Константин Константинович Васильченко.
Боевые возможности истребителя предполагалось существенно расширить благодаря применению новейшего электронного оборудования, в частности (впервые в мире) РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой. МиГ-31 строился по схеме самолёта МиГ-25, но имел экипаж из двух человек — лётчика и штурмана-оператора, размещавшихся по схеме «тандем». Прототип МиГ-31 совершил свой первый полёт 16 сентября 1975 года, за штурвалом его находился лётчик-испытатель А. В. Федотов.
22 апреля 1976 года начались ГСИ Миг-31.
Первый этап ГСИ завершился в декабре 1978 года.
Второй этап начался в сентябре 1979 и завершился в сентябре 1980.
Постановлением Совета Министров СССР от 6 мая 1981 г. истребитель-перехватчик МиГ-31 с РЛС РП-31 и ракетами Р-33 был принят на вооружение.
В 1981 году началось производство МиГ-31 в Горьком. Первая серия состояла всего из двух самолётов, вторая — из трёх, третья — из шести. Все эти самолёты предназначались для проведения лётных испытаний. Новые перехватчики стали поступать на вооружение ПВО в 1983 году.
Первыми МиГ-31 получили 786-й ИАП, дислоцирующийся в Правдинске, и Центр боевого применения ПВО в Саваслейке. В частях ПВО МиГ-31 пришли на смену Су-15 и Ту-128. В сентябре 1984 года новые перехватчики заступили на боевое дежурство на Дальнем Востоке — на аэродроме Сокол, остров Сахалин.
Производство МиГ-31 было свёрнуто в 1994 году. К концу 1994 года построено более 500 самолётов МиГ-31 и МиГ-31Б.
Во время 2-й чеченской войны МиГ-31 и самолёты ДРЛО А-50 контролировали воздушное пространство Чеченской Республики.
На данный момент производится модернизация состоящих на вооружении самолетов до версии МиГ-31БМ, первые 2 поступили в войска в 2008 году.[3]
В 2008 завершен первый этап ГСИ МиГ-31БМ, продолжается второй этап.
Оборудование
Основу системы управления вооружением самолёта МиГ-31 составляет импульсно – доплеровская радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) РП-31 Н007 «Заслон», разработки НИИ Приборостроения (г. Жуковский),
БРЛС
дальность обнаружения воздушных целей: 200 км (для цели с ЭПР 19 м² на попутных ракурсах с вероятностью 0.5) дальность обнаружения цели с ЭПР 3 м² с вероятностью 0,5 на догонных ракурсах: 35 км количество обнаруживаемых целей: 24 канальность для ЦУ: 8 дальность автоматического сопровождения: 120 км
На модернизированном самолёте МиГ-31БМ максимальная дальность обнаружения воздушных целей увеличена до 320 км. На автоматическое сопровождение принимаются до десяти целей, а новейшие комплексы «Заслона» отслеживает до 24 целей и одновременно может атаковать до 8 целей. Бортовой компьютер «Аргон-К» выбирает из них четыре наиболее важные, на которые одновременно могут наводиться четыре ракеты «воздух-воздух» большой дальности Р-33 (Р-33С). Дополнительным средством обнаружения воздушных целей является теплопеленгатор 8ТП, который размещён под носовой частью фюзеляжа (дальность обнаружения — зависит от состояния атмосферы и степени «нагретости» цели. Дальность до 56км)[4]. В полётном положении теплопеленгатор убран в фюзеляж, а в рабочем — выпускается в поток. Он сопряжён с РЛС и предназначен для пассивного обзора воздушного пространства, а также для выдачи целеуказания ракетам Р-40ТД и Р-60 с ТГС.
Пилотажно-навигационное оборудование самолёта МиГ-31 включает систему автоматического управления САУ-155МП и прицельно-навигационный комплекс КН-25 с двумя инерциальными системами ИС-1-72А с цифровым вычислителем «Манёвр», радиотехнической системой ближней навигации «Радикал-НП» (А-312) или А-331, радиотехнической системой дальней навигации А-723 «Квиток-2». Дальняя радионавигация осуществляется посредством двух систем: «Тропик»(аналогична системе «Лоран») и «Маршрут» (аналог — система «Омега»).
Самолёт оснащен средствами радиоэлектронной борьбы радиолокационного и ИК-диапазонов. Перехватчик МиГ-31 способен выполнять боевые задачи, взаимодействуя с наземной автоматизированной цифровой системой управления (АСУ «Рубеж»), работающей в режимах дистанционного наведения, полуавтономных действий (координатная поддержка), одиночно, а также в составе группы из четырёх самолетов с автоматическим внутригрупповым обменом информации. Цифровая помехозащищённая система связи обеспечивает автоматический обмен тактической информацией в группе из четырёх перехватчиков, удалённых один от другого на расстояние до 200 км и наведение на цель группы истребителей, имеющих менее мощное БРЭО (в этом случае самолёт выполняет роль пункта наведения, или ретранслятора).
Принципиальные отличия версии МиГ-31БМ:
Бортовой радиолокационный комплекс МиГ-31БМ способен одновременно обнаруживать до 24 воздушных целей, 8 из которых могут быть одновременно обстреляны ракетами Р-33С. Достигнута возможность перехвата целей, летящих со скоростью, соответствующей М=6, улучшены другие характеристики комплекса
Модернизированные варианты самолета могут оснащаться противорадиолокационными ракетами Х-31П, Х-25МП или X-25МПУ (до шести единиц), противокорабельными УР X-31А (до шести), ракетами класса воздух-поверхность Х-59 и Х-29Т (до трех) или X-59М (до двух единиц), до шести корректируемых авиабомб КАБ-1500 или до восьми КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением. Максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.
АО «Русская авионика» разработала для него принципиально новую компоновку обеих кабин. Основным недостатком прежней компоновки являлось отсутствие у летчика информации о тактической обстановке: командир не знал, что делает штурман. Теперь в передней кабине с правой стороны приборной доски установлен многофункциональный ЖК-индикатор размером 6х8 дюймов (аналогичный использованному на МиГ-29СМТ). Более существенным изменениям подверглась кабина штурмана-оператора, в которой расположено три таких индикатора, на которые может выводиться самая разнообразная информация (тактическая, навигационная, радиолокационная, изображения с телекамер управляемых средств поражения и т. п.). Самолет получил также индикатор на лобовом стекле, заменивший прежний ППИ.
Навигационный комплекс, которым оснащается модернизированный МиГ-31БМ, в значительной степени унифицирован с МиГ-29СМТ (в его состав входит приемник спутниковой навигации). В результате доработки парка истребителей МиГ-31 отечественные ВВС получили практически новый самолет, имеющий широкий спектр боевого применения.
На экспортном варианте этого истребителя — МиГ-31ФЭ — могут устанавливаться и интегрироваться с российскими системами образцы вооружения и оборудования западного производства. Дальность полёта
Для МиГ-31 с 4 ракетами и двумя подвесными баками, пуском ракет на середине пути, сбросом подвесных баков после их выработки и выпущенной ПМК дозвуковая практическая дальность и продолжительность полёта составляют соответственно 3000 км и 3 ч 38 мин. Дозвуковая практическая дальность и продолжительность без подвесных баков и убранной ПМК составляет: без ракет: дальность — 2480 км, продолжительность — 2 ч 44 мин; с 4 ракетами и пуском их на середине пути: дальность — 2400 км, продолжительность — 2 ч 35 мин; с 4 ракетами: дальность — 2240 км, продолжительность — 2 ч 26 мин.
Модификации С момента выпуска МиГ-31 также разработаны многочисленные модификации самолета: МиГ-31Б — серийная модификация МиГ-31, оснащённая системой дозаправки в воздухе; поступил на вооружение в 1990 году. МиГ-31БС — МиГ-31, модернизированный до уровня МиГ-31Б; МиГ-31БМ — модернизация 1998 года, современная версия МиГ-31 для ВВС России. Планируется до 2020 года модернизировать 60 Миг-31 в Миг-31БМ. В 2008 году завершен первый этап ГСИ, продолжается второй этап.Модернизированные самолеты получат новую систему управления вооружением и БРЛС, что позволит обнаруживать цели на дальности до 320 километров и одновременно сопровождать до десяти воздушных целей. МиГ-31Д — экспериментальная модификация, способная нести противоспутниковую ракету «Ишим»; МиГ-31ЛЛ — летающая лаборатория в Жуковском; МиГ-31М — модернизированный в 1993 году истребитель-перехватчик с усиленными вооружением, РЛС, БРЭО; МиГ-31Ф — многоцелевой фронтовой истребитель, предназначенный также для атак наземных целей (проект принципиально нового самолёта); МиГ-31ФЭ — экспортный вариант самолёта МиГ-31БМ; МиГ-31Э — экспортный вариант с упрощённым БРЭО; Миг-31ДЗ — серийный истребитель-перехватчик, оборудованный системой дозаправки в воздухе (отличается от МиГ-31Б расположением штанги дозаправки (на МиГ-31ДЗ штанга установлена слева по полёту) и оборудованием второй кабины).
Эксплуатация
Самолеты МиГ-31 эксплуатировались и эксплуатируются кроме России в Казахстане. Россия В ВВС России на вооружении стоят 252 самолётов МиГ-31 в 7 авиабазах: 4 АвГр 6983 АвБ Центральная Угловая 12 (?) МиГ-31; аэродром Елизово, Петропавловск-Камчатский (с 2011 г. в составе ВВС?)- 35 МиГ-31 из который только 12 могут подняться в воздух; 3958 АвБ авиабаза Саваслейка 12 (?) МиГ-31; 3 АвГр 7000 АвБ авиабаза Мончегорск 14 (?) МиГ-31; 4 АвГр 7000 АвБ аэродром Хотилово 24 (?) МиГ-31; 2 АвГр 6980 АвБ Большое Савино, Пермь 22 (?) МиГ-31; 3 АвГр 6980 АвБ аэродром Канск 24 (?) МиГ-31; ВМС России 30
Казахстан В Казахстане на вооружении 43 МиГ-31 в составе 356-го ИАП — аэродром Караганда.
Технические характеристики МиГ-31 обладает следующими техническими характеристиками: экипаж — 2 человека; длина — 21,62 м; размах крыла — 13,45 м; высота — 6,50 м; площадь крыла — 61,60 м²; масса: пустого самолета — 21 820 кг; с полной заправкой — 39 150 кг; максимальная взлетная масса — 46 750 кг; масса топлива — 17 330 кг; тип двигателя — ТРДДФ Д-30Ф6; тяга: максимальная — 2 × 9500 кгс; на форсаже — 2 × 15 500 кгс; масса двигателя — 2416 кг. Лётные характеристики
Лётные характеристики Миг-31: максимальная допустимая скорость на большой высоте — 3000 км/ч (М2,82); максимальная допустимая скорость на малой высоте — 1500 км/ч; крейсерская скорость: сверхзвуковая — 2500 км/ч (M2,35); дозвуковая — 950 км/ч (M0,9); практическая дальность: на 2,35 М, высота 18 000 м — 720 км; на 0,8 М, высота 10 000 м — 1450 км: без дозаправки с 2 ПТБ — до 3000 км; с одной дозаправкой — до 5400 км; боевой радиус — 720 км; продолжительность полёта — до 3,3 ч; практический потолок — 20 600 м; нагрузка на крыло: при максимальной взлётной массе — 759 кг/м²; с полной заправкой — 635 кг/м²; тяговооружённость: при максимальной взлётной массе — 0,66; с полной заправкой — 0,79; максимальная эксплуатационная перегрузка — 5 g.
Вооружение
МиГ-31 может нести следующее вооружение: пушечное: пушка шестиствольная ГШ-6-23: боекомплект — 260 патронов; скорострельность: при НУ — не менее 8000 мин−1; при t = −60 °C — не менее 6400 мин−1; ракетное на 6 точках подвески (дополнительно 2 точки подвески для ПТБ): ракеты класса воздух-воздух: Р-33, Р-40Т(ТД), Р-60(М).
Тип истребитель-перехватчик Разработчик ОКБ МиГ Главный конструктор Лозино-Лозинский Г. Е., Васильченко К. К. Первый полёт 1975 Начало эксплуатации 1980 Статус на вооружении Основные эксплуатанты Россия, Казахстан, КНР Годы производства 1975—1994 Единиц произведено более 500 Базовая модель МиГ-25
|