В ходе развития реактивной техники в СССР, конструкторам стало ясно, что применения реактивных двигателей недостаточно для преодоления скорости звука. Кроме увеличения тяги двигателей, требовалось перейти к новым аэродинамическим компоновкам крыльев. Наиболее эффективными средствами снижения волнового сопротивления крыла оказались использование эффекта скольжения за счет стреловидности и уменьшение его относительной толщины. Создание самолетов со стреловидными крыльями потребовало глубоких и разносторонних теоретических и экспериментальных исследований. Первые работы в этой области принадлежат немецким аэродинамикам, именно на них опирались как советские, так и американские конструкторы, при создании своих самолётов со стреловидным крылом.
Разработка истребителя «160» в ОКБ-301 под руководством С.А. Лавочкина началась в 1946 году. Самолёт должен был иметь крыло стреловидностью в 35 градусов скомпонованное из скоростных профилей ЦАГИ. На Ла-160 был установлен форсированный двигатель РД-10ЮФ, для охлаждения форсажной камеры конструкторы сделали в обшивке вырез соответствующих размеров. Сопловая часть оказалась снаружи и охлаждалась воздушным потоком. Кабина лётчика имела катапультное кресло и бронирование идентичное самолёту «156». Первоначально предполагалось вооружить «160» тремя пушками НС-23.
Истребитель построили весной 1947 года, но с парой орудий Н-37 с общим боекомплектом в 60 снарядов. За стреловидное крыло самолёт получил прозвище «Стрелка».
Испытания
1 июня лётчик-испытатель И.Е. Фёдоров впервые поднял в воздух новый истребитель. Летные испытания Ла-160, проведенные в июне-сентябре 1947 года, впервые дали достоверный материал об особенностях устойчивости и управляемости самолета со стреловидным крылом. Подтвердилось, что нужны аэродинамические гребни по верхней стороне крыла при скоростях, близких к звуковой и выше. Такие гребни были поставлены по два на каждой консоли крыла. На Ла-160 была достигнута скорость, соответствующая числу М=0,92 в полете со снижением (1050 км/ч на высоте 5700 м) при работе двигателя на форсаже. Таким образом, истребитель «160» стал первым советским самолетом, преодолевшим тысячекилометровый рубеж скорости.
Ла-160 так и остался в единственном экземпляре, причиной этому стало приобретение в Англии более мощных турбореактивных двигателей. Результаты экспериментальных исследований аэродинамических моделей и летные испытания истребителя позволили выработать рекомендации для конструкторов, создавших вскоре более совершенные машины МиГ-15 и Ла-15. Технические характеристики Экипаж: 1 пилот Длина: 10,06 м Размах крыла: 8,95 м Высота: Площадь крыла: 15,9 м² Стреловидность по передней кромке: 35° Масса пустого: 2738 кг Нормальная взлётная масса: 3597 кг Максимальная взлётная масса: 3837 кг Масса топлива во внутренних баках: 1000 кг Объём топливных баков: 1080 л Силовая установка: 1 × ТРДФ РД-10ЮФ Бесфорсажная тяга: 1 × 8,8 кН (900 кгс) Форсажная тяга: 1 × 11,5 кН (1170 кгс)
Лётные характеристики Максимальная скорость: у земли: 960 км/ч на высоте: 970 км/ч на 5000 м (0,92М) Практическая дальность: 1000 км Продолжительность полёта: ч Практический потолок: 12 200 м Время набора высоты: 5000 м за 4,4 мин Время виража: с на 5000 м Нагрузка на крыло: 255 кг/м² Длина разбега: 500 м Длина пробега: 500 м
Вооружение Стрелково-пушечное: 2 × 37 мм пушка Н-37 с 30 патр. на ствол
Тип экспериментальный истребитель Разработчик ОКБ-301 Производитель авиазавод №301 Главный конструктор С.А.Лавочкин Первый полёт 11 июня 1947 года Конец эксплуатации 1947 Годы производства 1947 Единиц произведено 1
|