В 1946 году было разработано устройства дожига топлива для РД-10. Усовершенствованный двигатель, созданный инженерами ОКБ Лавочкина И.А. Меркуловым, В.И. Нижним и Б.И. Романенко получил обозначение РД-10ЮФ (ЮМО – форсированный). В форсажном режиме двигатель развивал на стенде тягу в 1240 кгс, что более чем на треть превосходило тягу оригинала.
22 ноября 1946 года началось проектирование самолёта «152Д» (Д – дублёр) под новый двигатель. 23 декабря обозначение сменилось на «156». Кроме нового двигателя, эта машина отличалась от Ла-152 увеличенной площадью крыла и объёмом топливных баков. Разработка самолёта «156» велась в инициативном порядке, вместо «154», работы по которому остановились в связи с неготовностью двигателя А.М. Люльки ТР-1.
Испытания
С февраля 1947 года испытания проводились на аэродроме ЛИИ. Первый полет был совершён 1 марта 1947 года летчиком С. Ф. Машковским; вторая машина «156-2» была испытана 28 марта Н. Кривошеиным. Форсажный режим в первых испытаниях не включался, лишь 10 апреля он был опробован на первом самолёте в воздухе, а 12 апреля — при взлёте. Заводские испытания, завершившиеся 20 августа 1947 года, показали, что скорость истребителя существенно увеличилась, на 40-72 км/ч в зависимости от высоты. Всего в ходе заводских испытаний было выполнено 62 полёта.
В конце апреля самолет был представлен для государственных испытаний в НИИ ВВС. В ходе испытаний возникли проблемы с выходом опор шасси, в результате чего было совершено две аварийные посадки. В ходе испытаний доработали форсажную камеру, повысив её надежность. Максимальная скорость — 905 км/ч — была зафиксирована на высоте 2000 м. Кроме этого, в рамках госиспытаний были проведены воздушные бои с истребителем МиГ-9. В ходе их было установлено, что в режиме форсажа повышается как горизонтальная, так и вертикальная маневренность самолёта. Самолёт не был запущен в производство и использовался в качестве опытного, так как схема истребителя с прямым крылом уже считалась бесперспективной.
Технические характеристики Экипаж: 1 пилот Длина: 9,12 м Размах крыла: 8,52 м Высота: Площадь крыла: 13,24 м² База шасси: 1,972 м Колея шасси: 1,76 м Масса пустого: 2398 кг Нормальная взлётная масса: 3521 кг Масса топлива во внутренних баках: 756 кг Силовая установка: 1 × ТРДФ РД-10ЮФ Бесфорсажная тяга: 1 × 8,8 кН (900 кгс) Форсажная тяга: 1 × 10,8 кН (1100 кгс)
Лётные характеристики Максимальная скорость: у земли: 845 км/ч (на форсаже) на высоте 2000 м: 905 км/ч / 680 км/ч (с/без форсажа) на высоте 5000 м: 868 км/ч / 701 км/ч (с/без форсажа) Посадочная скорость: 185 км/ч Практическая дальность: на высоте 5000 м: 505 км на высоте 8000 м: 540 км на высоте 10000 м: 620-660 км (расчетные данные) Продолжительность полёта: на высоте 5000 м: 57 мин на высоте 8000 м: 1 ч 2 мин Практический потолок: 10 700 м Скороподъёмность: у земли: 23,6 м/с на высоте 5000 м: 18,7 м/с на высоте 8000 м: 15,0 м/с Время набора высоты: 5000 м за 4,0 мин / 7,6 мин (с/без форсажа) Нагрузка на крыло: 264 кг/м² Тяговооружённость: 0,299 Длина разбега: 1000 м Длина пробега: 950 м Вооружение Стрелково-пушечное: 3 × 23 мм пушки НС-23 с 190 патр.
Тип экспериментальный истребитель Разработчик ОКБ-301 Производитель авиазавод №301 Главный конструктор С.А.Лавочкин Первый полёт 1 марта 1947 года Конец эксплуатации 28 (31) января 1948 года Статус серийно не строился Основные эксплуатанты ВВС СССР Годы производства ноябрь 1946 — 1947 Единиц произведено 2 Базовая модель Ла-152
|