Летом 1946 ОКБ-301 под руководством С.А. Лавочкина начало проектировать свой второй реактивный истребитель, получивший обозначение «152».
Он так же был реданной схемы, однако в отличие от предшественника больше напоминал Як-15, кабина сместилась назад, а крыло расположилось ниже. Само крыло было скомпоновано из тонких скоростных профилей. Двигатель РД-10 устанавливался снизу головной части фюзеляжа на своеобразной внешней подвеске, что существенно упростило сборку и эксплуатацию самолёта. К тому же, благодаря такой конструкции, РД-10 легко можно было заменить на другой двигатель, без существенных доработок планера.
Вооружение изначально планировалось из двух 37-мм пушек Н-37, затем из четырёх 23-мм НС-23, а окончательно конструкторы остановились на вооружении состоящем из трёх НС-23. Две пушки устанавливались по правому борту и одна по левому, общий боезапас составлял 150 патронов. Бронирование кабины включало в себя лобовое 55-мм бронестекло, 8-мм переднюю бронеплиту и 8-мм бронеспинку.
Сборка самолёта завершилась в октябре 1946 года, а в декабре лётчик-испытатель Е.И. Фёдоров впервые поднял Ла-152 в воздух. В ходе испытаний обнаружились малая путевая устойчивость и малые нагрузки на РУС от рулей высоты на посадке. После доводки, в апреле 1947 года заводские испытания закончились. По скоростным характеристикам Ла-152 превосходил Як-15, однако его взлётно-посадочные характеристики были хуже, что ограничивало использование самолёта с грунтовых взлётно-посадочных полос.
В июле 1947 года истребитель передали в НИИ ВВС на госипытания, однако вскоре, после отказа двигателя самолёт был серьёзно повреждён при посадке, после которой самолёт списали.
Ла-152УТИ
Проектировался, однако так и не был построен двухместный учебно-тренировочный вариант самолёта «152». Ла-154
На стадии проектирования самолёта «152» была предусмотрена замена РД-10 на РД-20 или ТР-1. Проект истребителя с двигателем А.М. Люльки ТР-1 получил обозначение «154». Планер для него был построен, однако он так и не дождался двигателя, из-за того что доводка двигателя сильно затянулась.
Технические характеристики Экипаж: 1 пилот Длина: 9,04 м Размах крыла: 8,2 м Высота: 2,65 м Площадь крыла: 12,15 м² Масса пустого: 2310 кг Нормальная взлётная масса: 3160 кг Масса топлива во внутренних баках: 620 кг Силовая установка: 1 × ТРДФ РД-10 Тяга: 1 × 8,8 кН (900 кгс)
Лётные характеристики Максимальная скорость: на высоте 3000 м: 830 км/ч на высоте 5000 м: 840 км/ч Посадочная скорость: 165 км/ч Практическая дальность: у земли: 340 км на высоте 5000 м: 495 км на высоте 8500 м: 700 км Продолжительность полёта: у земли: 24,5 мин на высоте 5000 м: 55 мин на высоте 8500 м: 1 ч 18 мин Практический потолок: 12 500 м Скороподъёмность: 18,0 м/с Время набора высоты: 5000 м за 5,6 мин Нагрузка на крыло: 260 кг/м² Тяговооружённость: 0,282 Длина разбега: 796 м Длина пробега: 740 м
Вооружение Стрелково-пушечное: 3 × 23 мм пушки НС-23 с 50 патр. на ствол
Тип экспериментальный истребитель Разработчик ОКБ-301 Производитель авиазавод №301 Главный конструктор С.А.Лавочкин Первый полёт 5 декабря 1946 года Конец эксплуатации июль 1947 Статус серийно не строился Основные эксплуатанты ВВС СССР Единиц произведено 1 Базовая модель Ла-150
|