В 1933 году КБ ХАЗОСС получает задание на проектирование ещё одной боевой машины — бомбардировщика К-13. Советские ВВС нуждались в ударном самолете большой дальности, способном нести до 1 тонны бомбовой нагрузки на расстояние до 5000 км на высоте 4000 м со скоростью 350 км/ч. Выполнение проекта было поручено конструкторской бригаде под руководством П. В. Дыбского. В этот же период над аналогичными заданиями работали ОКБ Туполева — АНТ-37 (ДБ-2) и Ильюшина — ЦКБ-26 (ДБ-3).
Для нового самолета была выбрана схема моноплана со средне-расположенным свободнонесущим крылом. Цельнометаллическое, трапециевидное в плане, крыло имело два лонжерона. Вертикальное оперение двухкилевое. Горизонтальное отсутствует. По сути, К-13 — дальнейшее развитие идей, заложенных в К-12.
Самолет имел два двигателя жидкостного охлаждения, заключенных в капоты типа NACA. В эти же капоты после взлета убирались шасси. Питание двигателей производилось из четырёх баков, расположенных в крыле.
Винты металлические с шагом, изменяемым в полете. Для уменьшения посадочной скорости самолет снабдили закрылками типа «Шренка» с электроуправлением. Предполагалось, что экипаж самолета будет состоять из трех человек — пилота, штурмана-стрелка и заднего стрелка. Оборонительное вооружение: три пулемета ШКАС — два в передней части бомбардировщика и один в кормовой стрелковой башне.
Согласно расчетам, максимальная скорость К-13 должна была составить 407 км/ч на высоте 4000 м. Посадочная скорость — 90 км/ч, это позволяло использовать ВПП сравнительно небольшой длины, что весьма важно во фронтовой обстановке.
Параллельно с боевым вариантом разрабатывался и пассажирский — К-14. Экипаж из двух человек. Число посадочных мест — 12. На короткие рейсы предусматривалась установка дополнительных кресел, Согласно расчетам машина должна была развивать до 429 км/ч, при этом посадочная скорость составляла всего 84,5 км/ч. В декабре 1934 года проект был представлен в Центральное жюри всесоюзного конкурса на скоростной пассажирский самолет.
Опытный экземпляр К-13 был построен в 1936 году в Воронеже. При первых же испытаниях показал, что значительно уступает по своим летным качествам самолету ДБ-3 (отчасти из-за менее пригодных двигателей), а также он оказался перетяжеленным. Интерес к машине быстро угас.
Летно-технические характеристики
Размах крыла, м 23.00 Длина, м 13.40 Площадь крыла, м2 78.70 Нормальная взлетная масса, кг 7500 Тип двигателя 2 ПД М-34 Мощность, л.с 2 х 750 Максимальная скорость, км/ч 407 Крейсерская скорость, км/ч 369 Практическая дальность, км 1500 Практический потолок, м 7800 Экипаж, чел 3 Вооружение три 7.62-мм пулемета ШКАС Бомбовая нагрузка, кг 1000
Тип бомбардировщик Разработчик КБ ХАЗОСС Первый полёт 1936 Начало эксплуатации не производился серийно Основные эксплуатанты ВВС СССР Годы производства 1936 Единиц произведено 1 Варианты К-14
|