К разработке К-1 Калинин приступил в 1923 г., в воздух самолёт поднялся в 1925 г. и успешно прошёл испытания, К-1 стал первым отечественным пассажирским самолётом, рекомендованным к серийному производству, однако ни один серийный экземпляр не был завершён. Самолёты Калинина К-2, К-3 и К-4 созданы на базе К-1.
Конструкция
Одномоторный подкосной высокоплан смешанной конструкции с классическим оперением.
Фюзеляж - корпус прямоугольного сечения, каркас сварной из стальных труб.Обшивка передней части (включая пассажирскую кабину) гофрированная алюминиевая, задней части - полотняная. Впереди моторный отсек, рама моторного отсека легкосъёмная (крепление на 4 болтах). Затем кабина пилота, закрытая прозрачным фонарём. За ней закрытая пассажирская кабина с диваном и двумя мягкими креслами.
Крыло - эллиптической формы. Каркас центроплана сварной стальной, консолей - деревянный. Обшивка крыла полотняная. Подкосы - стальные трубы с фанерными обтекателями.
Двигатель - Salmson RB-9 - 170 л.с./ 126 квт, 9-цилиндровый звездообразный водяного охлаждения. Радиатор системы охлаждения выдвижной, винт двухлопастный деревянный РВЗ-6
Оперение - вертикальное - однокилевое, с рулём направления, каркас сварной, обтянутый полотном. Стабилизаторы эллиптической формы с рулями высоты. Каркас стабилизаторов деревянный, с полотняным покрытием.
Шасси - двухстоечное с хвостовым костылём. Стойки V-образные, связаные осью. На каждой стойке по одному колесу. Колёса - 800 х 150. Амортизация резиновая пластинчатая.
Управление - тросовое. К-2
В 1926 году тем же коллективом был создан однотипный с К-1 самолёт К-2. При его производстве широко применялся кольчугалюминий. Из-за этого машина получилась тяжёлой и дорогостоящей.
К-3
Следующим стал самолёт К-3, который во многом повторял базовый самолёт К-1. При его строительстве вновь преобладали дерево и полотно. Главное отличие К-3 от К-1 - иная планировка пассажирской кабины. К-3 является первым в СССР специализированным санитарным самолётом для перевозки лежачих больных и сопровождающего медицинского персонала.
К-4 Дальнейшим шагом ОКБ Калинина стал выпуск в 1928 году самолёта К-4. Он строился небольшой серией в трёх вариантах: пассажирском, санитарном и аэрофотосъёмочном. На самолёте К-4 «Червона Украина» лётчик М.А. Снегирёв и штурман И.Т. Спирин в 1928 году выполнили большой перелёт по маршруту Харьков–Москва–Иркутск-Москва-Харьков. Один экземпляр К-4 экспонировался в 1929 году на Международной авиационной выставке в Берлине.
К-5
Самую большую известность в СССР получил 9-местный самолёт К-5, выпущенный в 1929 году. Было построено 260 таких самолётов. На протяжении нескольких лет они были основными машинами на многих линиях Аэрофлота.
К-12 (ВС-2)
К-12 (ВС-2) – бесхвостый самолёт с двумя двигателями М-22 (по 420 л.с. каждый), приблизившийся к схеме «летающее крыло», которую конструктор усиленно исследовал, отыскивая пути к созданию скоростного высотного самолёта. На воздушном параде 18 августа 1937 года полёт этого первого в мире бомбардировщика бесхвостой схемы вызвал большой интерес.
К-13
В те же годы (конец 30-х годов) строился и испытывался К-13 – двухмоторный бомбардировщик с бипланным хвостовым оперением.
Тип пассажирский самолёт Разработчик ОКБ Калинина Производитель Ремвоздухозавод-6 (Киев) Главный конструктор Калинин К. А. Первый полёт 26 июля 1925 Единиц произведено 1
|