Истребитель Тяжелый Пушечный (ИТП) — прототип советского самолёта, разрабатывавшегося в 1941 году Н. Н. Поликарповым для охраны бомбардировщиков и перехвата, а также атаки наземных бронированных целей. Основан на предыдущих разработках Поликарпова — И-185 и И-200. Последний (И-200), завершён Микояном и Гуревичем в моделях МиГ-1 и МиГ-3.
Первый прототип ИТП М-1 был построен в октябре 1941 года. Наступление немцев заставило эвакуировать прототип вместе с 51-м заводом (Поликарпова) в Новосибирск, где он был размещён в здании местного цирка. М-1 совершил первый полёт 23 февраля 1942 года с двигателем М-107П (англ.)русск. мощностью 1230 кВт (1650 л.с.). Двигатель был признан ненадёжным и заменён на М-107А в конце 1942 года. При этом было уменьшено кол-во вооружения до трёх 20 мм пушек. Корпус был отправлен на статиспытания и лётные испытания не были завершены.
Второй прототип ИТП М-2 построен в 1942 году и использовал двигатель АМ-37, но позднее был признан ненадёжным и заменён на АМ-39 мощностью 1345 кВт (1800 л.с.) в декабре того же года. Первый полёт — 23 ноября 1943 года, максимальная скорость — 600 км/ч в низковысотном полёте и 655 км/ч на высоте в 2.5 км. Это оказалось ниже расчётной из-за неотработанного двигателя.
Предварительные испытания показали, что ИТП обладал существенно лучшими огневыми характеристиками, чем ильюшинский Ил-2.
Проблемы с двигателями М-107 и АМ-39 сильно тормозили разработку. Все работы были остановлены после смерти Поликарпова в июле 1944 года.
Технические характеристики Экипаж: 1 человек Длина: 9,20 м Размах крыла: 10,0 м Высота: 2,65 м Площадь крыла: 16,5 м² Масса пустого: 2 910 кг Нормальная взлетная масса: 3 570 кг Двигатели: 1× 12-цилиндровый жидкостного охлаждения АМ-39 Мощность: 1× 1800 л.с. (1345 кВт)
Лётные характеристики Максимальная скорость: у земли: 540 км/ч на высоте: 655 км/ч Практическая дальность: 980 км Практический потолок: 11 500 м Скороподъёмность: 13,9 м/с Нагрузка на крыло: 216 кг/м² Тяговооружённость: 380 Вт/кг
Вооружение Пушечное: 3× 20 мм пушки ШВАК, по 200 выстрелов на каждую или 1× 37 мм пушки Ш-37, 40 выстрелов и 2× 20 мм пушки ШВАК, по 200 выстрелов на каждую Бомбовая нагрузка: 4× 100 кг бомбы или Ракеты: 8× неуправляемых ракет РС-82
Тип тяжёлый истребитель Главный конструктор Поликарпов Н.Н. Первый полёт 23 февраля 1942 Статус опытный Основные эксплуатанты ВВС СССР Годы производства 1941-1942 Единиц произведено 2
|